К концу 2014 г. в России строительство проектов социальной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства перестало быть «экзотическим» явлением. Так, в стадии инициирования, проектирования и строительства, например, в Томской, Вологодской, Астраханской областях находятся проекты по дошкольным образовательным учреждениям. В сфере физкультуры и спорта реализуются такие проекты, как многофункциональный спортивный комплекс в г. Липецке или ФОКи на территории Нижегородской области. Некоторые проекты социальной инфраструктуры вступили в фазу эксплуатации: качественной практикой сегодня могут послужить, например, построенные образовательные учреждения в жилом комплексе «Славянка» в Санкт-Петербурге.
Причины привлекательности механизмов ГЧП для объектов социальной инфраструктуры объясняют аналитики Intesco Research Group.
Во-первых, привлечение банковского финансирования для возведения объекта социальной инфраструктуры будет находиться в ответственности частного инвестора, и на него же переносится и сам банковский долг. В это же время финансирование по контракту не становится долговым обязательством для бюджета. Во-вторых, условием оплаты работ частной стороны является полное выполнение функциональных требований проекта, и оплата производится после ввода объекта в эксплуатацию (капитальный грант составляет не более 25%). В-третьих, стоимость контракта определяется предварительным конкурсом, а это значит, что повышение эффективности использования финансовых средств во время строительства будет одной из ключевых целей компании-застройщика. В-четвертых, благодаря конкурсу можно запустить строительство сразу нескольких объектов в рамках их оплаты в рассрочку во время введения в эксплуатацию объекта.
Особенно важной характеристикой в пользу использования модели ГЧП является третий фактор. Так, в традиционной модели в рамках государственной закупки происходит разрыв ответственности исполнителей, а система вознаграждения за проведенные работы, по сути, содержит стимулы для проектировщиков для завышения стоимости проекта.
Тем не менее, названные выше преимущества возможны только в том случае, если регион, в котором будет реализован проект, и в теории, и на практике подготовлен к работе с механизмами государственно-частного партнерства. Уровень законодательной базы в каждом субъекте РФ сильно отличается - вместо качественной проработки зачастую создаются региональные законы рамочного характера или попросту переписанные, а ФЗ «О концессиях» в значительно большей степени подготовлен для проектов транспортной инфраструктуры.
При учете нарастающего кризиса, влияющего на все сферы жизни общества, будь то бизнес, общество или государственные органы, развитие механизмов ГЧП может стать своеобразным толчком для положительного развития ситуации. Благодаря ГЧП строятся объекты инфраструктуры, повышающие уровень жизни граждан и обеспечивающие улучшение инвестиционного климата, государство получает возможность отсрочки платежа за строительство этих самых инфраструктурных объектов, а у бизнеса появляется долгосрочный партнер и в достаточной степени надежный гарант будущих доходов.
Более подробную информацию можно узнать из работы «Механизмы ГЧП в России: текущая ситуация и перспективы» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.