Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
18 июля 2017

Привычная бизнес-модель фитнес-клубов дала сбой

Процент занимающихся физической культурой и спортом в России сравнительно невысок - чуть больше 15%, в то время как в экономически развитых странах он достигает 40-50%. При этом в 2016 году в РФ действовало 290,947 тыс. спортивных сооружений: из них 3,7 тыс. фитнес-клубов, а также спортивные залы, плавательные бассейны, плоскостные спортивные сооружения - спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы, уличные тренажеры для кросс-фита и др. Тем не менее, дефицит числа спортивных сооружений сохраняется.

 

Ситуация, при которой фитнес-клубы продавали столько абонементов, сколько могли, уходит в прошлое. В прежние годы люди покупали образ красивой и спортивной фигуры, но по причине лени, отсутствия времени на фитнес или недостаточной мотивации посещали клубы редко и не слишком эффективно. Это обстоятельство позволяло в эконом-сегменте не иметь «потолка» по продажам абонементов. Однако со временем у публики возникал вопрос, зачем продлевать карту еще на год, если желанных результатов все равно нет.

 

Средняя стоимость годовой карты в эконом-классе в Москве и Санкт-Петербурге в 2016 году составляла 10-25 тыс. рублей. Годовой абонемент в среднем сегменте стоил 25-50 тыс. рублей. Карты по цене 100 тыс. руб. и выше относятся к премиальному классу со своими законами.

 

Стоимость занятий с инструктором, без которого стремление к спортивной фигуре остается для многих несбыточным, сопоставима с годовым абонементом, а зачастую для реального результата нужно заниматься с тренером постоянно.

 

В результате ценовых войн посыпалась крупнейшая когда-то сеть «Зебра», представленная сегодня 42 фитнес-клубами - с 2015 года закрыто несколько клубов сети, есть судебные иски к компании на сумму, по разным данным, около 1 млрд руб.

 

Крупнейшим игроком по количеству фитнес-клубов на территории РФ, на июль 2017 года, стала «Русская фитнес-группа» (фитнес-клубы WorldClass, «Физкульт»), на втором месте Федеральный холдинг «Алекс Фитнес» (ALEX FITNESS,OLYMP, ALEX GYM), на третьем - компания «Икс-Фит» (X-fit,). Также в пятерку лидеров рынка вошли две локальные сети: московская «Зебра» и Fitness House, работающая на рынке Санкт-Петербурга.

 

Изменить ситуацию может смена существующего подхода на прагматичную заинтересованность клубов в реальных достижениях своих клиентов, в оздоровлении нации. Это неизбежно приведет к повышению стоимости услуг, но первые же кубики или уходящие килограммы полностью изменят ситуацию.

 

По консервативной оценке экспертов ЭКЦ «Инвест-Проект», представленной в бизнес-плане открытия фитнес-центра, рост рынка фитнес-услуг в 2017 году составит 10%, а объем рынка составит 45 млрд руб.