Традиционно в российском производстве молочных продуктов подавляющую долю занимало молоко. Этот товар популярен у всех социально - демографических категорий граждан и включен в перечень продовольственных товаров минимальной потребительской корзины. В 2012-2014 гг. объем выпуска жидкого обработанного молока не опускался ниже 5 млн тонн. Более 90% приходилось именно на продукт с массовой долей жира от 1,2% до 4,5%. Но вполне возможно, что сегодня данный товар будет потеснен с лидирующего места по объемам выпуска.
В условиях кризиса молочной отрасли закупочная цена молока-сырья в России остается угрожающе высокой. Более половины себестоимости молочной продукции уходит именно на эту составляющую. В результате, дабы обеспечить рентабельность своему производству, отечественные переработчики повышают цены на конечную продукцию.
Однако данная мера лишь делает отечественный товар неконкурентоспособным рядом с более привлекательными зарубежными аналогами. Подобное положение дел вынуждает крупные компании вкладывать средства в развитие собственных производств, чтобы восполнить дефицит и снизить издержки за счет использования современных технологий.
А пока собственные фермы еще не открыты, а заводы не построены, игроки стремятся переориентироваться на более выгодные производства. Так, крупная фирма «Данон» снижает продажи молока и кефира, ориентируясь больше на продукты с высокой добавленной стоимостью. Поставка на розничные прилавки таких продуктов, как творожки, йогурты, детское питание и молочные напитки, увеличивается в III квартале текущего года до 15%.
К продуктам с высокой добавленной стоимостью также относят сыр и казеин, сливочное масло и сухое молоко, сухую сыворотку и мороженое. В российской действительности наиболее выгодным представляется производство именно последнего. Так, в зависимости от рецептуры конечного продукта и качества молока для производства 1 кг сыра требуется от 6 до 14 литров сырья, большую часть которого нужно импортировать. Производство мороженого обеспечивается отечественным молоком и молочными продуктами и почти независимо от импорта. В условиях запрета на отдельные категории товаров этот рынок может пострадать лишь от нехватки или подорожания отдельных ингредиентов - фруктов или орехов, но незначительно.
Однако переориентация на производство исключительно мороженого не универсальный выход - уровень потребления в России данного лакомства относительно невысок - не более 4 литров в год.
Более подробную информацию можно узнать из работ «Рынок молока и молочной продукции: прогноз до 2017 года» компании Intesco Research Group.
Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.