Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 2 июля 2019

В 2019 году кровельный рынок продолжает сокращаться

Российский рынок кровельных материалов падет семь лет подряд (с 2012 по 2018 г.). Когда эта тенденция будет преломлена - пока неизвестно

За семь лет (с 2012 по 2018 г.) рынок кровельных материалов упал почти на 30 процентов. И хотя в 2017 году снижение было не самым большим за все это время – рынок сократился на 3,6%, – наступивший 2018 год хороших новостей не принес. Надежда на то, что падение рынка замедлится и начнется рост, присутствовала и в начале 2017 года, и в начале 2018 года. Но оказалось, что в 2018 году снижение не только не готово приостановиться – оно усилилось. Теперь даже на 2019 год сложно делать оптимистичные прогнозы, особенно в свете того, что ожидаемые приросты экономики то и дело корректируются в сторону понижения. Поэтому привычные надежды на выход из кризиса переносятся на период не раньше 2020 года.

В предыдущие два-три года рынок показывал разнонаправленную динамику: на фоне общего снижения в 2015 году был рост у гибкой черепицы, а в 2016 году резкий скачок продемонстрировал обыкновенный шифер. В 2017 же году в отрицательной зоне оказались практически все материалы, особенно это касалось покрытий для скатной кровли. Продолжало снижаться потребление металлочерепицы, профнастила, битумной черепицы и натуральной твердой черепицы, «ондулина». Даже волнистый шифер, выпуск которого стремительно подскочил в позапрошлом году, в 2017 году снова испытал заметное снижение производства – на 7,2%.

Сейчас исключением выглядит только рынок полимерных мембран – единственный сегмент, который за весь рассматриваемый период не только не снижается, но и довольно активно растет. Все это в совокупности привело к тому, что пессимистичные прогнозы оправдались – в 2018 году кровельный рынок снизился на 5,3%, а в 2019 году может еще немного просесть, примерно на 1-2%. Таковы прогнозы, представленные в последнем исследовании ABARUS Market Research.

Если оценивать изменение долей отдельных видов кровельных материалов в общем объеме рынка за прошедшие десять лет, то структура распределения выглядит следующим образом. Ведущим сегментом рынка остается «тандем» профнастила и металлочерепицы. Самый сильный потенциал развития принадлежит металлочерепице. В 2000 г. ее доля находилась на уровне 3-5%, но за 17 лет выросла почти до 45%. В 2017 году этот сегмент пережил крупные потери. Если в предыдущие годы уходили с рынка небольшие и средние по масштабам компании, как московские, так и региональные, то в прошлом году на грани банкротства оказался домодедовский завод «Стальинвест», входивший в пятерку крупнейших производителей металлочерепицы и профнастила.

В 2018 году Россию покинула финская компания Ruukki, которая несколько десятилетий была одним из ориентиров качества для российского рынка металлических кровель. Официальная причина ухода финского концерна: снижение оборотов компании и высокий уровень неопределенности на ближайшее будущее. Теперь металлочерепицу Ruukki можно будет приобрести только через дилеров-импортеров.

На шиферном рынке свои утраты — прекратил выпуск «Ульяновский шиферный завод». На традиционный шифер по-прежнему приходится достаточно большой объем рынка, несмотря на очевидное снижение его популярности. В 2016 году этот сегмент преподнес сюрприз. Еще недавно он занимал 12% в общем объеме продаж материалов для скатной кровли, а по итогам 2016 года повысил свою долю до 15% с лишним в связи с внезапным ростом производства. Однако, в 2017-2018 годах шифер сумел удержать вновь завоеванные позиции только потому, что другие материалы чувствовали себя не лучше, а в дальнейшем, скорее всего, его доля в общей структуре продолжит сокращаться.

До недавнего времени весьма активно развивается сегмент битумной черепицы, но здесь сложилась напряженная конкурентная обстановка. Именно в непростой кризисный период очень «удачно» стали открываться новые заводы – Docke, РКРЗ-RoofShield, Ruflex – и одновременно увеличил производственные мощности холдинг «ТехноНИКОЛЬ» (выпускает черепицу Shinglas). В результате мощности у большинства не загружены, а один из новых заводов и вовсе потерял производственную площадку и перенес выпуск на посторонний завод.