Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 2 июля 2019

До 40% выпущенной в России стекловаты идет на экспорт

Динамика выпуска стекловаты носит нестабильный характер, так как этот сегмент теплоизоляции сильно подвержен кризисным явлениям. Однако экспортный спрос на эту продукцию стабильно высок

Производство стекловаты в первом квартале 2019 года заметно выше аналогичных показателей первого квартала 2018 года, но ниже, чем в 2017 году, к тому же имеет необычную траекторию. Такие результаты не дают возможности что-то четко прогнозировать, но, согласно ожиданиям, выпуск по итогам года, скорее, немного увеличится, чем сократится, так как основные рынки сбыта находятся за рубежом. Российская стекловата пользуется огромным спросом в том числе и на европейском рынке.

Существенным отличием рынка стекловаты от рынка минеральной (каменной) ваты является то, что в данном сегменте действуют всего 3 крупных производителя, в составе которых 5 заводов: 2 завода Saint-Gobain (марка ISOVER), 2 завода KNAUF INSULATION и 1 завод группы URSA. В России есть еще два завода, выпускающие стекловату – это Новгородский завод стекловолокна (основан в 1963 г.) и завод «Изовол» (Брянская область, запущен в 2010 г.). Однако объем выпуска этих предприятий по сравнению с ведущими игроками рынка совсем небольшой, а ассортимент ограничивается технической стекловатной теплоизоляцией.

Таким образом, в настоящее время на рынке действуют всего три игрока. В 2013 году все они делили общий объем производства российской стекловаты почти поровну. В 2014 году на российском рынке стекловаты изменился лидер, им стал концерн KNAUF, так как запустил новый крупный завод в Тюмени. KNAUF сохраняет лидерство до сих пор.

Еще одной особенностью рынка стекловолоконной теплоизоляции является экспортная активность – доля экспорта от объема производства все время растет и составляет в настоящее время порядка 40%. Для сравнения, минеральной ваты экспортируется пока всего 19% от общего объема производства. Экспортный потенциал российского производства стекловаты выглядит довольно сильным. В ближайшие три года экспортные потоки отечественного стекловолокна могут возрасти за счет отказа от строительства заводов крупными компаниями в бывших республиках Советского Союза.

В 2013 и 2014 году производство стекловаты в России увеличивалось чуть более чем на 8%, в результате уровень производства в 2014 году достиг 15,3 млн куб. м. В 2015 году ожидалось довольно сильное падение, на 16% или даже более. Поскольку кризис уже полновластно хозяйничал на территории России, на состоянии рынка не могла не сказаться рецессия, которая давала о себе знать еще в 2013-2014 гг., но в том году проявилась в полную силу. В реальности падение оказалось чуть слабее – минус 8,7%.

В 2016 году производство стекловаты неожиданно выросло – вопреки всем ожиданиям – на целых 7,1%. Но в 2017 году этот рост компенсировался очередным снижением на 6,8%. Таким образом, в 2017 году усилиями всех трех игроков было выпущено 13,9 млн куб. метров стекловолоконной теплоизоляции. Появления новых заводов, по прогнозам агентства ABARUS Market Research, в ближайшие несколько лет не ожидается. Дефицит мощностей может проявить себя не ранее 2022 года.

Доля импортной стекловаты на российском рынке невысока. В последние несколько лет подряд доля импорта составляла 12-13%, но в 2018 гг. она упала до 1,7%. До 2020 года доля импорта с большой долей вероятности останется примерно на таком же уровне, т.е. не будет расти.