Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 2 июля 2019

В 2018 году рынок базальтовой ваты вырос на 4%, в 2019 году рост маловероятен

Российский рынок каменной ваты растет второй год подряд, несмотря на затянувшийся кризис. Но складывается впечатление, что запас роста исчерпывает себя

Главный результат 2018 года – рынок каменной ваты пережил его хорошо. Падению производства препятствует лидер рынка – холдинг «ТехноНИКОЛЬ», который в последние годы, пока многие компании снижали выпуск, наоборот, его наращивал и даже запускал новые производственные линии (в частности, на своем челябинском заводе АКСИ). В 2016 году холдинг запустил в эксплуатацию долгожданный завод в Ростове-на-Дону, а также новый завод в Хабаровске, по соседству с действующим заводом «Базалит- ДВ». Влиять на общий объем производства теплоизоляции в стране холдинг вполне способен, ведь на его долю приходится более трети всего выпуска.

Объем российского производства в 2016 году повысился незначительно, буквально на 0,5%. В 2017 и 2018 годах рост выпуска уже был более существенным – на 9,7% и 7,7%. «ТехноНИКОЛЬ» снова сыграл в этом решающую роль – суммарный прирост всех 7 заводов самой группы в 2017 году составил 10%. В 2018 году состав группы пополнился белгородским заводом «Изовол».

Всего в России, по последним подсчетам аналитиков агентства ABARUS Market Research, работает порядка 47-50 заводов самого различного масштаба. Около десяти предприятий можно отнести к категории крупных, на которых выпускается (или планируется выпускать, если позволяют мощности) более 1000-1500 тыс. куб. м минеральной ваты в год. Около 15 предприятий являются средними, чьи объемы варьируются от 200 до 600 тыс. куб. м в год, остальные – или мелкие по масштабам или еще не раскрывшие свой производственный потенциал.

За счет чего растет рынок каменной ваты?

1. Рынок сэндвич-панелей и строительство из них. Практически все строительство коммерческих объектов, в т.ч. заводов, сейчас – это легкие металлические конструкции + сэндвич-панели. Начинка панелей, в основном, базальт, а также пенополистирол и панели PIR.

2. Рынок вентилируемых фасадов хоть и не рос в 2018 году, но «берет» на себя большой объем потребления теплоизоляции. Здесь в основном тоже используется базальтовая вата.

3. Государственные программы поддержки: капитальный ремонт, утепление старых домов, реновация, строительство жилья в отдаленных регионах сельской местности.

4. Более активное потребление утеплителей в частном секторе. Повышение грамотности индивидуальных застройщиков при проектировании и строительстве домов, акцент на будущей экономии отопления за счет тщательного утепления всех направлений (пол, фундамент, крыша), ремонт, облагораживание жилья, утепление мансард и т.д.

5. Развитие сегмента технической теплоизоляции: огнезащита, утепление трубопроводов, судовая теплоизоляция и прочее.

6. Сбыт каменной ваты за рубеж. Экспорт в последние несколько лет стабильно растет. В 2016 и 2017 годах экспорт последовательно увеличивался на 50% и 40%, в 2018 году – еще на 30%, почти достигнув уровня 4 млн кубических метров. Доля минераловатной продукции, идущей на экспорт, сейчас составляет около 15%.

Основная тенденция рынка – укрупнение. С осени 2016 года заводы «Лайнрок» и «Изорок» работают в одной связке – оба предприятия входят теперь в группу «Изовер» (Saint-Gobain). «ТехноНИКОЛЬ» тоже продолжает укрепляться: наряду со строительством новых заводов холдинг в 2018 году осуществил поглощение белгородского предприятия «Изовол», переговоры в отношении которого велись более двух лет. С учетом этого приобретения рыночная доля «ТехноНИКОЛЬ» уже в 2018 году превысила 40%.

Ближайший конкурент – Rockwool Russia, – открыл новый завод в Татарстане еще в 2012 году, а в 2013 году загрузил его на полную мощность, и это помогло концерну в 2013 году немного увеличить долю в общем производстве – до 21,3%. Но к 2017 году его доля снизилась до 18,8%, в 2018 году она сохранилась, и теперь становится понятно, что догнать лидера уже невозможно. Что касается новых игроков, то в 2014 году заработал долгожданный финский завод «Парок», позже на рынок вышли ООО «Стройволокно» («Изопроф»), Коркинский завод теплоизоляционных изделий (КЗТИ) и еще пара заводов, нацеленных на производство технической изоляции.

После двух лет падения рынка (2015-2016) в 2017 году наблюдалось улучшение (плюс 6%), в 2018 году – еще на 4%, однако в 2019 году может произойти снижение рыночных объемов. Причины возможного падения таковы:

1. Строительная отрасль не демонстрирует восстановления, ввод в эксплуатацию жилья продолжает падать.

2. Новых заводов пока нет, лидер рынка хорошо вложился в предыдущие годы, и рассчитывает на передышку.

3. В 2018 году некоторые экспортные направления оказались более выгодны по сравнению с внутренним сбытом, поэтому экспорт будет отнимать значительные объемы у внутреннего рынка.