По данным «Анализа рынка маргарина, спреда и сливочного масла в России», подготовленного BusinesStat в 2017 году, продажи этой продукции в стране в 2012-2016 гг. выросли на 8,6% и в 2016 г. составили 940,9 тыс. т.
Самый резкий рост продаж маргарина, спреда и сливочного масла в России наблюдался в 2014 году - на 5,4% по сравнению с 2013 годом, что во многом объясняется кризисными явлениями в экономике. Спрос на маргарин, спред и сливочное масло со стороны населения, в условиях сокращения реальных доходов и высокой инфляции, растет. Это обусловлено, во-первых, ростом объемов выпечки, приготовленной в домашних условиях, во-вторых, тем, что россияне стали чаще питаться дома, а не в точках общественного питания.
В структуре продаж в 2012-2016 гг. преобладал маргарин: на его долю приходилось в среднем 47,5% натуральных продаж. Доля сливочного масла составляла в среднем 37,5%, доля спреда - 15,0%. В 2015-2016 гг. снижались продажи сливочного масла, но потребление его более дешевых аналогов - маргарина и спреда - росло.
Основная часть маргарина, спреда и сливочного масла в России реализуется в секторе промышленной переработки и в розничной торговле. Так, в 2012-2016 гг. доля сектора розничной торговли от общего объема продаж составляла 41,6%-43,3%, доля промышленной переработки - 46,1%-48,4%. Доля сектора HoReCa от совокупного объема продаж в этот период была относительно стабильной - 10,0%-10,7%.
В 2017 году продажи маргарина, спреда и сливочного масла незначительно вырастут, а в 2018-2021 гг. будут снижаться на 0,3%-0,8% ежегодно. В 2014 году был зафиксирован нехарактерный для данного рынка рост, и по мере стабилизации экономической ситуации спрос на маргарин и спред будет сокращаться.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.