Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
24 апреля 2015

Не только футбольные поля: соевая промышленность в Бразилии

Соя является одним из серьезных претендентов на звание главного продукта 21 века, а соевое масло уже стало самым популярным в мире. На его долю, по оценке Intesco Research Group, в 2013 г. приходилось порядка 30% всего мирового производства, и прогнозы на будущее весьма оптимистичны. Главным экспортером соевых бобов в 2013 г. стала Бразилия, за пять лет вдвое увеличившая объемы поставок на внешний рынок. Как ей это удалось?

Соя появилась в Бразилии в конце 19 века и производилась как корм для скота. Пищевое и промышленное применение распространилось на территории государства только к середине прошлого века. Сегодня Бразилия, несмотря на высокий уровень экспорта соевых бобов, одновременно входит в число ключевых потребителей соевой продукции. Это отличает ее от соседней Аргентины - государства, где объемы потребления продуктов из бобов относительно невелики, но объем производства ниже бразильского всего на несколько процентов. Таким образом, именно Аргентина является мировым лидером по экспорту масла и жмыха, хотя и уступает по этому показателю по соевым бобам.

Наиболее беспокоящим мировое сообщество вопросом в развитии соевой промышленности в Бразилии является проблема вырубания лесов для использования земель под сельскохозяйственные культуры. Особенно остро этот вопрос касается Амазонской низменности. Еще в 2006 г., в ответ на запросы международных экологических групп, Бразильская ассоциация растительных масел совместно с Бразильской ассоциацией экспортеров зерна приняли решение не продавать и не финансировать производство сои в областях, где данная отрасль приводит к обезлесиванию земель. Мониторинги экологической ситуации последних лет доказали минимальное участие соевой промышленности в данной экологической проблеме.

Трендом последнего десятилетия в промышленности стало производство и внедрение биотоплива. И если в Европе основу биодизеля составляет рапсовое масло, а в США - кукурузное, то Южная Америка сделала ставку на сою. По данным на май 2013 г., ее доля в Бразилии составляла 71% в структуре сырья для биодизеля. В 2013 г. на производство биотоплива в государстве пришлось 2,14 млн куб. м соевого масла, что в 2,6 раз превышает показатели 2008 года.

Для поддержки отрасли, помимо Ассоциации растительным масел, на сегодняшний день в Бразилии действует сообщество «Соя плюс», призванное помогать производителям данной продукции на различных уровнях. Во-первых, организация занимается распространением культуры экологического сознания среди фермеров, а также техническим консультированием. Во-вторых, содействует повышению эффективности соевых компаний, и в-третьих, занимается сертификацией производителей с целью улучшения качества продукции.

Соя в Бразилии входит в пятерку главных экспортных товаров (с минералами, железной рудой, нефтью, автомобилями и автозапчастями), а в 2014 г. под эту культуру планировалось засеять еще больше земель, чем годом ранее, в том числе за счет сокращения других сельскохозяйственных культур (например, кукурузы). Таким образом, в виду благоприятной конъюнктуры мирового рынка (обусловленного в т.ч. повышением потребления в КНР), а также внутреннего бизнес-климата, бразильская соя заняла устойчивую позицию на международном рынке продуктов питания.

 

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок рапса и рапсового масла: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.