Проекту железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань в 2019 году исполнится 10 лет. Все эти годы ведется активное обсуждение проекта и его необходимости для жителей страны. Реализуемый проект предполагает не только строительство магистрали, но и развитие окружающих территорий с учетом того, что имеется международный опыт, когда строительство ВСМ стимулировало развитие городов и районов.
Предполагается, что вокруг новых станций (шесть из них в крупных городах и десять в малых) возникнут новые кварталы (их архитектурные проекты уже разработаны), индустриальные парки, на 13 станциях появятся транспортно-пересадочные узлы, где с магистралью будут состыкованы авиационный и автомобильный транспорт, а также «обычные» железнодорожные поезда.
В ноябре 2018 года компания «Амикрон-консалтинг» провела исследование общественного мнения о развитии территорий вблизи строящейся ВСМ Москва-Казань, а также ожиданиях людей от реализации данного проекта.
Методика. Изучение общественного мнения проводилось методом количественного опроса по квотной выборке, представляющей экономически активную часть населения регионов. Опрашивались жители 12 городов (Москва, Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Гороховец, Дзержинск, Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Ола, Волжск, Казань). Для опроса использовался комбинированный способ опроса: в электронном виде и лично. Опрос в электронном виде ставил целью сбор количественных результатов, респонденты отбирались через социальные сети. Личный опрос делался с целью получения не только количественных, но и качественных результатов. В отдельных случаях личный опрос проводился в форме глубинного интервью, когда респонденты, желавшие высказать свое мнение, могли более развернуто и полно обозначить свою позицию, не ограничиваясь рамками анкеты. Опрос проводился в период с 19 по 26 ноября 2018 года. В опросе принял участие 2381 респондент.
Узнаваемость проекта по развитию территорий вокруг ВСМ Москва-Казань. В опросе акцент делался не столько на узнаваемость самого проекта ВСМ, сколько на связанное с ней развитие территорий. Как показали результаты, 77% опрошенных знает о наличии таких проектов («знаю» - 50%, «что-то слышал об этом» - 27%). При этом 23% опрошенных указали, что не знают о проектах развития территорий вокруг ВСМ. Поскольку концепция развития территорий вокруг ВСМ появилась относительно недавно, информированность населения о них пока еще недостаточно высока.
Отношение населения к проекту ВСМ. Один из первых вопросов анкеты был открытым: «Ваше отношение к строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань». Этим вопросом респондентам была дана возможность высказать свое мнение о строительстве ВСМ, не ограничивая их рамками заранее заданных ответов и в то же время не обязывая отвечать на вопрос (в анкете указывалось на возможность поставить прочерк). Большинство респондентов (88%) воспользовалось возможностью высказать свое мнение.
Среди высказавших свое мнение о проекте строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань абсолютное большинство респондентов (90%) дали позитивные оценки («положительное», «отлично», «круто», «полностью поддерживаю, отличная идея», «Быстрее бы. Очень жду» и т.д.) и нейтральные оценки («отношусь нормально», «нейтрально», «не против», «пока еще не знаю» и т.д.).
Были и скептические оценки: «Слов много, но ничего не делается», «На этом направлении не актуально», «Дорого и затратно. Не окупится!», «А надо ли», и др. А также оценки с условиями: «Надеюсь билеты будут дешёвые», «Не в ущерб местным жителям», «Поменьше шума, если можно» и т.п. Однако общее количество таких ответов не слишком велико – всего около 5%.
Однозначно негативных оценок («против», «ничего хорошего», «негативное») – явное меньшинство – примерно 5%.
Следует отметить, что в процессе опроса респонденты самостоятельно высказывали позицию о том, что значимый эффект принесет не столько само строительство инфраструктуры, сколько сопутствующее развитие территорий, повышение экономической и деловой активности. Таким образом, население демонстрирует достаточно высокий уровень понимания возможных эффектов от реализации инфраструктурных проектов с точки зрения регионального развития.
Опрос показал, что люди заинтересованы прежде всего в социальных, культурных и развлекательных объектах. Более половины респондентов считает необходимым развитие культурно-туристического кластера. Свыше 40% ответивших заинтересованы в развитии медицинского, образовательного и спортивного кластеров. Как показали результаты глубинных интервью, это именно те объекты, в которых население испытывает наибольшую потребность и считает их количество недостаточным. Порядка 37% опрошенных, проживающих вблизи ВСМ, приоритетом считают развитие промышленного кластера (прежде всего с точки зрения появления новых рабочих мест).
Необходимость приоритетного развития жилого кластера отмечает 32% респондентов. В ходе глубинных интервью респонденты поясняли, что жилая застройка является достаточно развитой, при этом новые жилые объекты не помешают.
Строительство коммерческой недвижимости (особенно офисной) простых граждан интересует заметно меньше, особенно с учетом того, что они видят более приоритетные направления для развития своих городов и районов.
Готовность работать на объектах вблизи ВСМ. Как показал опрос, 92% респондентов, проживающих в городах, где будет проходить ВСМ, считают новые объекты вблизи ВСМ привлекательным местом работы: 36% опрошенных отметили, что они или их знакомые однозначно согласятся работать на таких объектах, 56% могут согласиться в зависимости от условий.
Мужчины имеют более высокую трудовую мобильность, чем женщины. 38% респондентов-мужчин готовы работать на новых промышленно-деловых объектах, строительство которых запланировано вблизи высокоскоростной магистрали, 54% могут согласиться на такую работу в зависимости от предложенных условий. Суммарно 92% мужчин считает объекты ВСМ привлекательным местом для работы. Женщины больше, чем мужчины, склонны ориентироваться на предлагаемые условия (58%).
С точки зрения возрастных характеристик более высокая трудовая мобильность была выявлена у людей более старшего возраста. Безусловную готовность работать на новых промышленно-деловых объектах, построенных вблизи ВСМ, продемонстрировало 46% респондентов в возрасте 46‑60 лет, 38% в возрасте 31-45 лет и 31% в возрасте 18-30 лет. В то же время молодое поколение больше ориентируется на условия работы (59% опрошенных молодых людей). Такой разрыв можно объяснить более высоким уровнем ожиданий и запросов у молодежи по сравнению с людьми среднего и старшего возраста.
Готовность жить вблизи ВСМ. Поскольку вблизи строящейся ВСМ (особенно в малых городах) рассматривается прежде всего развитие индивидуальной и коттеджной застройки, респондентам задавались вопросы о готовности переехать в малоэтажный дом, а также купить недвижимость вблизи ВСМ. Абсолютное большинство опрошенных выразили готовность жить и приобретать недвижимость неподалеку от ВСМ.
24% опрошенных в городах прохождения ВСМ жителей готово переехать в малоэтажный дом или коттеджный поселок вблизи высокоскоростной магистрали, если у них появится такая возможность, 55% респондентов готовы переехать при определенных условиях. Всего 21% к переезду не готовы (ответы «скорее не соглашусь», «не соглашусь ни при каких условиях»).
Мужчины выражают большую готовность к переезду, чем женщины – 29% мужчин уверены, что согласятся переехать, 54% - могут переехать при определенных условиях (суммарная мобильность – 82%). У женщин суммарная мобильной ниже – на уровне 76%, причем только 20% выражают явную готовность к переезду, 56% будет рассматривать условия переезда.
С точки зрения возрастных характеристик большую склонность к переезду в малоэтажное жилье демонстрируют люди более старшего возраста – готовы согласиться переехать 88% респондентов в возрасте 46-60 лет (сумма ответов «уверен, что соглашусь» и «могу согласиться при определенных условиях»), 80% респондентов в возрасте от 31 до 45 лет и 77% опрошенных в возрасте 18-30 лет. Такая ситуация закономерна, люди старшего возраста больше ориентированы на проживание в частном секторе. Однако и молодежь в целом не против жить в малоэтажном жилье вблизи высокоскоростной магистрали, поскольку наличие качественной транспортной инфраструктуры обеспечивает достаточную мобильность.
Готовность покупать недвижимость вблизи ВСМ. 18% респондентов, проживающих в городах прохождения ВСМ, готовы купить дачу или малоэтажный дом в зоне часовой доступности от высокоскоростной магистрали, если у них появится такая возможность. 59% опрошенных готово рассмотреть возможность приобретения недвижимости рядом с ВСМ в зависимости от предложенных условий. Суммарно готовность к покупке недвижимости вблизи ВСМ высказало 77% опрошенных.
Склонность к покупкам недвижимости у мужчин выше – на уровне 79% (21% готовы к покупке, 58% будут рассматривать условия), у женщин этот показатель составляет 75% (15% готовы к покупке, 60% будут рассматривать условия).
Люди старшего возраста проявляют большую склонность к приобретению малоэтажной недвижимости вблизи ВСМ – суммарно готово совершить такую покупку при наличии возможности 85% респондентов в возрасте 46-60 лет (ответы «конечно» и «в зависимости от условий»), 79% - в возрасте 31-45 лет и 74% в возрасте 18-30 лет.
Готовность обслуживаться вблизи ВСМ. Предполагается, что время нахождения в пути следования высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью будет составлять всего 3,5 часа. То есть фактически жители населенных пунктов рядом с ВСМ получат возможность для использования всей построенной инфраструктуры. Вблизи ВСМ планируется строительство нескольких туристических и развлекательных кластеров, в том числе во Владимире, Йошкар-Оле, Волжске. Рассматривается возможность строительства вблизи ВСМ парков развлечений, зон отдыха, зоопарка, а также новых торгово-развлекательных объектов.
Абсолютное большинство респондентов высказало однозначное желание пользоваться новыми досуговыми объектами. Особенно это касается рекреационных объектов, посещать которые готово 95% опрошенных, в том числе 50% - готовы посещать однозначно. Это говорит о том, что новые зоны и центры для проведения досуга очень востребованы у населения.
Мужчины немного больше, чем женщины, ориентированы на посещение рекреационных объектов, хотя в целом разрыв небольшой. С точки зрения возрастных характеристик больше склонны посещать рекреационные объекты люди старшего возраста (в возрасте 46-60 лет – 56% однозначно готовы посещать), а также более молодые люди (18-35 лет – 50%). Люди среднего возраста немного меньше ориентированы на отдых и проведение досуга.
Новые торгово-развлекательные объекты востребованы немного меньше, чем рекреационные. Но их востребованность в целом высока – посещать такие объекты однозначно готово 39% опрошенных, скорее всего будут посещать 40% респондентов, в зависимости от условий – 14%.
Посещать новые торгово-развлекательные объекты вблизи ВСМ готовы и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Склонность к посещению новых торгово-развлекательных объектов немного выше у людей более старшего возраста, а также у молодежи.
Готовность получать образование вблизи ВСМ. Рассматривается возможность строительства в прилегающих к ВСМ территориях нового современного университета. 58% опрошенных (жителей планируемых транспортно-пересадочных пунктов) считает, что получение образования в таком университете будет востребованным, если университет будет предоставлять качественное образование. 33% респондентов очень важной считает транспортную доступность учебного заведения.
Готовность пользоваться услугами ВСМ. 76% респондентов выразили готовность пользоваться услугами ВСМ не реже одного раза в год. Из них большинство – 54% - готовы пользоваться ВСМ 1‑3 раза в год. Пользоваться услугами ВСМ 1 раз в месяц и чаще готовы 22% опрошенных.
24% опрошенных уже сейчас предпочитают скоростные поезда при поездках по России (в частности, скоростной поезд «Ласточка» курсирует между Москвой и Нижним Новгородом). Такой результат говорит о том, что многие люди уже оценили удобство скоростного передвижения и готовы пользоваться услугами скоростной железной дороги и в дальнейшем. При этом следует отметить, что некоторые респонденты высказывали опасения, что билеты могут оказаться недоступными для них с точки зрения цены.
Еще 23% опрошенных выбирает в качестве основного способа передвижения при поездках на дальние расстояния поезда дальнего следования. Личный автомобиль предпочитает 33% респондентов, самолет – 13% (уточним, что вопрос был закрытым, респондентом предлагалось выбрать только один вариант, поэтому результаты данного исследования несколько отличаются от результатов других опросов, где можно было выбрать несколько вариантов).
Таким образом, на приверженность услугам железной дороги указало 47% респондентов. Этот результат вполне объясним с учетом того, что железнодорожное сообщение имеется во всех городах, где проводился опрос. А качество услуг на железной дороге достаточно высоко и за последнее время заметно улучшилось. Так, согласно опросу ВЦИОМ, доля пассажиров, удовлетворенных качеством предоставления услуг во время передвижения на поездах дальнего следования по состоянию на сентябрь 2017 г. достигала 77% (в апреле 2016 г. – 72%).
Выводы. В целом население настроено позитивно в отношении строительства ВСМ Москва-Казань, рассматривая данный проект как стимул для развития своей территории. Большинство опрошенных готово жить, работать и обслуживаться на объектах, которые будут построены вблизи ВСМ. Наибольшую заинтересованность у населения вызывают проекты строительства социальных, культурных и развлекательных объектов.