Показатели закупочной деятельности крупнейших компаний прекратили падение в 2015 году, а в 2016 году продемонстрировали реальный рост. Основными факторами роста рынка в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков стало планомерное увеличение компаниями доли проводимых на ЭТП закупок, а также освоение операторами ЭТП ниши закупок частных компаний. Однако потенциал экстенсивного роста может быть исчерпан в среднесрочной перспективе. В этих условиях растет значение альтернативных возможностей для расширения бизнеса операторов ЭТП, в том числе дальнейшее развитие и монетизация дополнительных сервисов поставщикам и заказчикам.
Падение средних объемов электронных закупок крупнейших заказчиков остановилось. Средний объем электронных закупок крупнейших компаний в 2015 году вырос на 1%, а в 2016 году по предварительным оценкам – на 10–20%. В то же время продолжилась тенденция снижения средней стоимости одной закупки – рост количества электронных закупочных процедур существенно опережал рост их объема.
Электронные закупки становятся основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент. В 2016 году опрошенные заказчики в среднем проводили на ЭТП более 58% закупок. Доля компаний, проводивших более половины закупок в электронной форме, выросла на 4 п. п. и достигла 65%. При этом продолжилось сокращение удельного веса компаний, проводивших в электронной форме менее 10% закупок.
Операторы ЭТП успешно осваивают нишу закупок крупных частных корпоративных заказчиков. Доля крупнейших частных компаний, внедривших закупки в электронной форме, в 2016 году выросла на 8 п. п. и превысила 59%. Электронные закупки становятся все более распространенным инструментом для частных компаний финансового сектора, сервисных и ИТ-компаний, а также компаний розничной и оптовой торговли.
Привлечение новых клиентов из числа частных корпоративных заказчиков будет иметь ограниченное влияние на рост объемов электронного рынка B2B; 65,7% крупнейших частных компаний, не использующих по состоянию на конец 2016 года электронные закупки, относятся к нересурсоемким отраслям экономики (финансовый сектор, торговля, сервис и ИТ). Между тем объемы закупок компаний этой группы в среднем в шесть раз ниже, чем компаний ресурсоемких отраслей (промышленность, транспорт, энергетика, строительство, связь) с сопоставимой выручкой.
Оценка крупнейшими заказчиками уровня конкуренции в электронных закупочных процедурах значительно снизилась. Причиной стали ужесточение крупными заказчиками требований к поставщикам на фоне нестабильной ситуации в экономике, а также эффект привыкания – ожидания заказчиков в области повышения эффективности закупок за счет проведения конкурентных электронных процедур начали опережать реальное предложение на рынке. При этом объективные данные не демонстрируют снижения уровня предложения на электронном рынке B2B.
Крупнейшие заказчики заинтересованы в использовании дополнительных и сопутствующих сервисов ЭТП. Помимо дополнительных услуг, непосредственно связанных с проведением закупок, крупнейшие компании выразили высокую заинтересованность в получении маркетинговой информации, а также информации о репутации и истории участия в закупках контрагентов. Дальнейшее развитие такого рода сервисов, в том числе с применением технологий big data, может найти спрос со стороны заказчиков.
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.