Очередной рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России показывает ускоренный рост практически всех видов инвестрисков третий год подряд. По нашим наблюдениям, бизнес начал адаптироваться к кризису, что будет способствовать снижению рискованности вложений на местах. Главная зона ответственности региональных администраций сейчас – создание приемлемой инвестиционной среды. Других ресурсов для активизации инвестиций в регионах нет.
Нынешний рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов демонстрирует беспрецедентную по длительности за всю свою историю (с 1996 года) динамику роста интегрального инвестиционного риска. Этот показатель носит фронтальный характер и увеличивается ускоряющимися темпами третий год подряд: в нынешнем выпуске, который основан на статистике 2015 года, – на 3,7%, в прошлом и позапрошлом рейтингах – на 2,9 и 1,3% соответственно.
Факторы, ранее поддерживавшие региональное развитие, сейчас носят негативный характер. Например, ориентация на локализацию иностранных производств потребительских товаров, особенно в автомобилестроении, сегодня одна из важнейших причин падения регионов в рейтинге: Петербург по показателю интегрального риска опустился на четыре места, Калужская область – на два, Калининградский эксклав – на восемь.
Регионы с высокой долей в ВРП развитого сельского хозяйства в нынешнем рейтинге выступают очевидными точками роста: Ставропольский край поднялся в рейтинге на девять позиций, Алтайский край, Тамбовская и Воронежская области – на одну.
Другим мотором для ряда региональных экономик стал химический комплекс. Тульская область (здесь производят минеральные удобрения, синтетические волокна, бытовую химию) поднялась в рейтинге по интегральному риску на одну позицию. Аналогичную динамику продемонстрировали Татарстан, Новгородская и Ленинградская области.
В нынешнем рейтинге на региональных экономиках отразилось воздействие колоссальной по объемам программы модернизации вооруженных сил в рамках гособоронзаказа. Явным образом рост ОПК в рейтинге проявился в показателях Удмуртии (подъем на 11 позиций в рейтинге по интегральному риску), а также Иркутской (плюс два) и Ульяновской (плюс четыре) областей. Пик загрузки российской оборонки наступит уже следующем году – на приспособление к падающему госфинансированию и увеличение доли выпуска предприятиями ОПК гражданской продукции у регионов остается совсем мало времени.
Крупнейшие по уровню инвестиционного потенциала регионы (Москва с областью, Краснодарский край, Свердловская область и другие) в нынешнем рейтинге в целом смогли избежать падения по уровню инвестриска. В основе этого успеха лежат масштабные инвестпрограммы: собственные, в рамках государственно-частного партнерства или при поддержке федерального бюджета.
Благодаря массированным вливаниям из федерального бюджета стремительно улучшают в рейтинге свои показатели Крым (рост на 11 позиций в рейтинге по инвестпотенциалу и на 13 – по инвестриску) и Севастополь (на пять и восемь позиций соответственно). При активном участии бизнеса наконец начинает работать госпрограмма развития Дальнего Востока, в результате чего Хабаровский край поднялся на девять мест в рейтинге по интегральному риску, а Амурская область – на 18 позиций.
Экономические итоги 2016 года для регионов будут скорее всего более оптимистичными: в промпроизводстве наметился слабо выраженный позитивный тренд, прекратилась фронтальная тенденция к спаду инвестиций, замедляются темпы падения потребления. В перспективе года-двух это дает надежду на стабилизацию уровня инвестриска, а затем и на слабый экономический рост.
Финансовых возможностей поддержать восстановление экономики у региональных бюджетов нет. Единственное, чем власти большинства регионов могут сейчас привлечь инвесторов, – создать им приемлемые условия для работы. Агентство стратегических инициатив и Минэкономразвития разработали целый пакет «дорожных карт», призванных облегчить жизнь бизнесу на местах. Реализация этих планов объявлена одним из важнейших экономических приоритетов государства.
Очередной рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России показывает уско-
ренный рост практически всех видов инвестрисков третий год подряд. По нашим наблюде-
ниям, бизнес начал адаптироваться к кризису, что будет способствовать снижению риско-
ванности вложений на местах. Главная зона ответственности региональных администраций
сейчас – создание приемлемой инвестиционной среды. Других ресурсов для активизации
инвестиций в регионах нет.
Нынешний рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов демонстри-
рует беспрецедентную по длительности за всю свою историю (с 1996 года) динамику роста
интегрального инвестиционного риска. Этот показатель носит фронтальный характер и увеличи-
вается ускоряющимися темпами третий год подряд: в нынешнем выпуске, который основан на стати-
стике 2015 года, – на 3,7%, в прошлом и позапрошлом рейтингах – на 2,9 и 1,3% соответственно.
Факторы, ранее поддерживавшие региональное развитие, сейчас носят негативный
характер. Например, ориентация на локализацию иностранных производств потребительских товаров,
особенно в автомобилестроении, сегодня одна из важнейших причин падения регионов в рейтинге:
Петербург по показателю интегрального риска опустился на четыре места, Калужская область –
на два, Калининградский эксклав – на восемь.
Регионы с высокой долей в ВРП развитого сельского хозяйства в нынешнем рейтинге
выступают очевидными точками роста: Ставропольский край поднялся в рейтинге на девять по-
зиций, Алтайский край, Тамбовская и Воронежская области – на одну.
Другим мотором для ряда региональных экономик стал химический комплекс. Тульская
область (здесь производят минеральные удобрения, синтетические волокна, бытовую химию) под-
нялась в рейтинге по интегральному риску на одну позицию. Аналогичную динамику продемонстри-
ровали Татарстан, Новгородская и Ленинградская области.
В нынешнем рейтинге на региональных экономиках отразилось воздействие колоссальной
по объемам программы модернизации вооруженных сил в рамках гособоронзаказа. Явным
образом рост ОПК в рейтинге проявился в показателях Удмуртии (подъем на 11 позиций в рейтин-
ге по интегральному риску), а также Иркутской (плюс два) и Ульяновской (плюс четыре) областей.
Пик загрузки российской оборонки наступит уже следующем году – на приспособление к падаю-
щему госфинансированию и увеличение доли выпуска предприятиями ОПК гражданской продукции
у регионов остается совсем мало времени.
Крупнейшие по уровню инвестиционного потенциала регионы (Москва с областью, Красно-
дарский край, Свердловская область и другие) в нынешнем рейтинге в целом смогли избежать
падения по уровню инвестриска. В основе этого успеха лежат масштабные инвестпрограммы: соб-
ственные, в рамках государственно-частного партнерства или при поддержке федерального бюджета.
Благодаря массированным вливаниям из федерального бюджета стремительно улуч-
шают в рейтинге свои показатели Крым (рост на 11 позиций в рейтинге по инвестпотенциалу
и на 13 – по инвестриску) и Севастополь (на пять и восемь позиций соответственно). При актив-
ном участии бизнеса наконец начинает работать госпрограмма развития Дальнего Востока,
в результате чего Хабаровский край поднялся на девять мест в рейтинге по интегральному риску,
а Амурская область – на 18 позиций.
Экономические итоги 2016 года для регионов будут скорее всего более оптимистичными:
в промпроизводстве наметился слабо выраженный позитивный тренд, прекратилась фронтальная
4
тенденция к спаду инвестиций, замедляются темпы падения потребления. В перспективе года-
двух это дает надежду на стабилизацию уровня инвестриска, а затем и на слабый эконо-
мический рост.
Финансовых возможностей поддержать восстановление экономики у региональных бюджетов нет.
Единственное, чем власти большинства регионов могут сейчас привлечь инвесторов, – соз-
дать им приемлемые условия для работы. Агентство стратегических инициатив и Минэкономраз-
вития разработали целый пакет «дорожных карт», призванных облегчить жизнь бизнесу на местах.
Реализация этих планов объявлена одним из важнейших экономических приоритетов государства.
По данным "Анализа рынка диагностических реагентов для ветеринарии в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 7%: с 1,52 до 1,63 млн упаковок. Рынок начал восстанавливаться после спада продаж в 2022 г на фоне снижения доступности импортной продукции и активного роста цен на импортные реагенты из-за санкционных ограничений.
По данным «Анализа рынка комбикормов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг их производство в стране выросло на 15,7%: с 30,4 до 35,2 млн т.