Кредитование российского нефинансового сектора в последние годы, как и инвестиционная активность, остается на низких темпах роста с 2016 года, что может свидетельствовать о новой фазе продолжительного кредитного сжатия в экономике. Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, вероятно, негативно повлияет на кредитную и последующую инвестиционную активность; фаза продолжительного кредитного сжатия в российской экономике будет продолжаться еще некоторое время.
В этом исследовании мы рассмотрим кредитование нефинансового сектора экономики: запуск кредитного, а затем и инвестиционного циклов нефинансовых компаний – основа восстановления экономики. Сектор потребительского кредитования недостаточно большой для запуска общего кредитного цикла (кредиты нефинансовому сектору составляют около ¾ портфеля коммерческих банков, а кредиты домохозяйствам – только ¼). Кроме того, сектор потребительского кредитования исчерпал себя как потенциальный драйвер роста: рост потребительского кредитования в 2019 году значительно замедлился.
На рынке стоматологических услуг в России, который – даже с учетом спада в ковидном 2020 году – за последнее десятилетие рос в среднем на 15% ежегодно, продолжает увеличиваться количество услуг, предлагаемых клиентам. Исследование «AnalyticResearchGroup» показало, какие ключевые услуги и врачи каких специализаций доступны в стоматологических клиниках в России. Было проанализировано предложение более чем 21 тыс. клиник, работающих в крупных российских городах. Анализ услуг проведен на основе данных, которые организации указали в своих профилях в геоинформационной системе «2ГИС», по состоянию на конец октября прошлого года.
По данным «Анализа рынка образовательных технологий (EdTech) в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг российский рынок образовательных технологий увеличился более чем в 3 раза: с 35 до 118 млрд руб. Рынок трансформировался вслед за общим технологическим развитием и расширялся в ответ на меняющиеся потребности рынка труда. Заинтересованные в трудоустройстве или смене профессии потребители выбирали EdTech-сервисы с целью получения навыков, востребованных работодателями. Компании, в свою очередь, стали воспринимать выпускников онлайн-школ как полноправных соискателей.
Российский рынок систем дистанционного банковского обслуживания продолжается развиваться: лидеры рынка запускают инновационные сервисы для развития бизнеса, а более консервативные представители рынка вслед за ними внедряют наиболее популярные функции, роль которых – облегчить работу с рутинными операциями. При этом, как отмечают специалисты «AnalyticResearchGroup», несмотря на развитие mobile-канала в течение последних лет, desktop-версии этих сервисов по-прежнему имеют заметно более широкий функционал.