Латвийские издатели и книготорговцы заняли достаточно активную позицию по восстановлению былых преференций и на протяжении всего 2009 года активно выступали за снижение ставки, заручившись даже поддержкой международных организаций. Так, в мае Международная Федерация книготорговцев (IFB) выступила с декларацией, обращенной к латвийскому правительству, в которой предлагалось вернуть пониженную ставку НДС латвийскому книжному рынку. В качестве аргументов приводились и доводы социального характера (книги - один из основных каналов получения знаний, образования и культуры), и экономические мотивы. По оценкам латвийских книготорговцев их продажи после повышения налога упали на 29-36%, а по некоторым магазинам - падение продаж достигло 60-70%.
Подобные действия оказались ненапрасными. С августа в Латвии вступила в силу пониженная ставка НДС (10%) на латвийскую учебную и оригинальную литературу при реализации ее внутри страны. Латвийские чиновники и игроки рынка надеются, что это положительно скажется на развитии отрасли, так как в результате должны повыситься объемы продаж.
В России пониженная ставка НДС 10% действует только при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера. На остальные виды изданий распространяется обычная ставка в 18%.
Согласно исследованию РБК, объем российского розничного книжного рынка оценивается примерно на уровне 54 млрд. рублей в год, или около 2,16 млрд. долларов. При этом качественно рынок практически не растет, а в условиях экономической неустойчивости, вероятнее всего, продемонстрирует падение. В условиях ухудшения потребительского самочувствия людей большинство игроков книжного рынка ожидают сокращение расходов читателей на покупку новой литературы и падения продаж.
Экспресс-опрос, проведенный РБК в мае текущего года, показал, что около 20% опрошенных уже сейчас так или иначе сократили расходы на книги, приобретая их реже или выбирая более дешевые издания. При этом не менее 6% всех опрошенных вообще отказались от покупок книг.