Платные автомобильные дороги в мире развиваются, как правило, на базе скоростных автодорог. По протяженности скоростных дорог в мире лидирует США, где доля скоростных автомагистралей составляет 1,4%. В ЕС данный показатель составлял 1,1%, при этом суммарно на Германию, Испанию и Францию приходилось до 55,7% всех скоростных дорог в регионе.
Как отмечается в исследовании Департамента Консалтинга РБК "Российский рынок дорожного строительства: платные дороги и ЧГП", в США протяженность платных участков, с учетом мостов и тоннелей, составляет 8430 км. Проникновение платных дорог в США не превышает 0,13%. В Европе суммарная протяженность платных трасс составляет около 40 тыс. км. При этом, например, в Австрии и Германии проникновение платных дорог составляет 1,93% и 1,92% соответственно.
В России пока не существует полноценных скоростных трасс, однако в отдельных областях, Псковской и Липецкой, плата за проезд на некоторых участках взимается. К 2015 году запланировано, что в России будет функционировать 1,4 тыс. км платных дорог, которые будут находиться в ведении ГК "Автодор". Таким образом, проникновение платных автомобильных дорог составит около 0,15%, что пока ниже по сравнению со странами Европы, но сопоставимо с США.
В США, как и в Европе, у платных дорог существуют бесплатные дороги-дублеры. Однако они, как правило, длиннее, а скорость движения по ним ниже. В результате чего увеличивается время в пути и затраты на бензин. В России в 2009 году велись активные дискуссии на тему необходимости строительства дорог-дублеров, высказывались предложения совсем от них отказаться из-за недостатка денежных средств.
Однако в 2010 году были утверждены правила проезда по платным дорогам, в которых было указано, что операторы, обслуживающие платную дорогу, будут предоставлять как схему платной дороги с обозначением пропускных пунктов, так и маршрут объезда по бесплатной дороге-дублеру.