Маркетинговое исследование "Российский рынок дорожного строительства: платные дороги и ЧГП" посвящено описанию рынка дорожного строительства в России и в мире. Особое внимание уделено развитию платных дорог как проектам с совместным участием государства и частного бизнеса.
В первой части исследования подробно рассматривается рынок дорожного строительства в мире на примерах США, Европы и Китая. Отражены основные показатели, характеризующие развитость дорожных сетей: численность автомобильного парка, общая протяженность и проникновение автомобильных дорог, доля скоростных трасс. Приведены данные по объемам финансирования строительства и поддержания дорог в США и странах Европы. Отдельный подраздел посвящен платным скоростным дорогам: приведены данные по их протяженности и проникновению, средней стоимости проезда.
Во второй части маркетингового исследования описывается российский рынок дорожного строительства. Рассматриваются предпосылки развития автомобильных дорог, текущие характеристики дорожной сети. Приведены оценки объема рынка дорожного строительства, схемы финансирования дорожного хозяйства и обороты крупнейших компаний в сфере строительства автомобильных дорог. В отчете представлен сравнительный анализ стоимости строительства автомобильных дорог в России и за рубежом.
Отдельный подраздел исследования "Российский рынок дорожного строительства: платные дороги и ЧГП" описывает деятельность основных участников рынка дорожного строительства со стороны государства - Федерального дорожного агентства "Росавтодор" и государственной компании "Автодор". В отчете представлены основные направления и задачи Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", а также подпрограммы "Автомобильные дороги".
Третий блок маркетингового исследования посвящен частно-государственному партнерству. Кратко приводится история возникновения взаимоотношений государства и частного бизнеса за рубежом при реализации проектов в различных сферах экономики, а также международный опыт использования ЧГП. Особое внимание уделяется взаимодействию государства и частного бизнеса в России. Раздел включает характеристики основных проектов, осуществляемых на основе ЧГП, в сфере автодорожного строительства: Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, новый выход на МКАД с трассы М-1 и Центральная кольцевая автомобильная дорога в Подмосковье, скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург и другие.
Отчет содержит 31 профиль участников рынка дорожного строительства.
Исследование проведено в декабре 2009 - феврале 2010 гг.
Объем отчета - 153 стр.
Отчет содержит 39 таблиц и 81 график и диаграмму.
Язык отчета - русский.
Аннотация | 3 |
Полное оглавление | 4 |
Список диаграмм | 10 |
Список таблиц | 12 |
Резюме | 14 |
Дорожная сеть в мире | 15 |
Дорожная сеть в США | 17 |
История развития дорожной сети в США | 17 |
Структура дорожной сети США | 18 |
Стоимость строительства дорог в США | 27 |
Платные дороги | 29 |
Дорожная сеть в Европе | 33 |
Структура дорожной сети в Европе | 33 |
Платные дороги в Европе | 41 |
Платные дороги в Китае, Латинской Америке и Индии | 48 |
Платные дороги в Китае и Индии | 48 |
Платные дороги в Мексике | 50 |
Дорожная сеть в России | 51 |
Уровень автомобилизации | 51 |
Развитие дорожной сети в России | 55 |
Предпосылки развития дорожной сети | 55 |
Характеристика дорожной сети | 57 |
Развитие сети автомобильных дорог | 61 |
Объем и структура рынка | 63 |
Схема финансирования строительства автомобильных дорог до 2030 года | 63 |
Ценообразование | 66 |
Объем рынка дорожного строительства и конкурентная среда | 69 |
Платные дороги | 73 |
Транспортная стратегия РФ до 2030 года | 76 |
Общая стратегия развития дорожного хозяйства | 76 |
Региональный аспект развития | 78 |
Центральный федеральный округ и Москва | 78 |
Центральный федеральный округ | 78 |
Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург | 79 |
Южный федеральный округ | 80 |
Приволжский федеральный округ | 80 |
Уральский федеральный округ | 81 |
Сибирский федеральный округ | 81 |
Дальневосточный федеральный округ | 82 |
Программы развития автомобильных дорог | 83 |
Федеральное дорожное агентство | 83 |
Программа повышения безопасности дорожного движения до 2012 года | 83 |
Итоги федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.) | 83 |
Подпрограмма "Автомобильная дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" | 84 |
Деятельность Государственной компании "Автодор" | 88 |
Частно-государственное партнерство в дорожном строительстве | 90 |
Частно-государственное финансирование (частно-государственное партнерство) | 90 |
История и международный опыт | 91 |
Российский опыт ЧГП | 94 |
Проекты ЧГП в России в дорожном строительстве | 96 |
Строительство в г. Санкт-Петербург автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" | 98 |
Строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути | 100 |
Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск | 101 |
Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15 - 58 км | 103 |
Разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги "Краснодар - Абинск - Кабардинка" | 103 |
Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области" | 105 |
Разработка проектной документации на строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58 - 684 км (с последующей эксплуатацией на платной основе) | 106 |
Разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар до Новороссийска) на участках 21 - 117км и 330 - 464 км | 107 |
Профили участников рынка | 108 |
Автобан | 108 |
Краткое описание | 108 |
Акционеры | 108 |
Дочерние и зависимые компании | 108 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 108 |
Финансовые показатели | 109 |
Руководители | 109 |
Контактная информация | 109 |
Автодорстрой | 110 |
Краткое описание | 110 |
Акционеры | 110 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 110 |
Финансовые показатели | 110 |
Руководители | 110 |
Контактная информация | 110 |
Асфальт | 111 |
Краткое описание | 111 |
Акционеры | 111 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 111 |
Финансовые показатели | 111 |
Руководители | 112 |
Контактная информация | 112 |
Аэродромдорстрой | 112 |
Краткое описание | 112 |
Акционеры | 112 |
Дочерние и зависимые компании | 112 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 112 |
Финансовые показатели | 113 |
Руководители | 113 |
Контактная информация | 113 |
ВАД | 113 |
Краткое описание | 113 |
Акционеры | 113 |
Дочерние и зависимые компании | 113 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 114 |
Финансовые показатели | 114 |
Руководители | 114 |
Контактная информация | 114 |
ВНСС | 114 |
Краткое описание | 114 |
Акционеры | 114 |
Дочерние и зависимые компании | 115 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 115 |
Финансовые показатели | 116 |
Руководители | 116 |
Контактная информация | 116 |
Возрождение | 116 |
Краткое описание | 116 |
Акционеры | 116 |
Дочерние и зависимые компании | 117 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 117 |
Финансовые показатели | 117 |
Руководители | 117 |
Контактная информация | 118 |
Генеральная строительная корпорация | 118 |
Краткое описание | 118 |
Акционеры | 118 |
Дочерние и зависимые компании | 118 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 118 |
Финансовые показатели | 119 |
Руководители | 119 |
Контактная информация | 119 |
Гордорстрой | 119 |
Краткое описание | 119 |
Акционеры | 119 |
Дочерние и зависимые компании | 119 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 120 |
Финансовые показатели | 120 |
Руководители | 120 |
Контактная информация | 120 |
Дормост | 120 |
Краткое описание | 120 |
Акционеры | 120 |
Дочерние и зависимые компании | 120 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 121 |
Финансовые показатели | 121 |
Руководители | 121 |
Контактная информация | 121 |
Дорожник 92 | 121 |
Краткое описание | 121 |
Акционеры | 122 |
Дочерние и зависимые компании | 122 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 122 |
Финансовые показатели | 123 |
Руководители | 123 |
Контактная информация | 123 |
Илан | 123 |
Краткое описание | 123 |
Акционеры | 123 |
Дочерние и зависимые компании | 123 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 124 |
Финансовые показатели | 125 |
Руководители | 125 |
Контактная информация | 125 |
Инжтрансстрой | 126 |
Краткое описание | 126 |
Акционеры | 126 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 126 |
Финансовые показатели | 127 |
Руководители | 127 |
Контактная информация | 127 |
Камдорстрой | 127 |
Краткое описание | 127 |
Акционеры | 128 |
Дочерние и зависимые компании | 128 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 128 |
Финансовые показатели | 128 |
Руководители | 128 |
Контактная информация | 128 |
КДБ | 129 |
Краткое описание | 129 |
Акционеры | 129 |
Дочерние и зависимые компании | 129 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 129 |
Финансовые показатели | 130 |
Руководители | 130 |
Контактная информация | 130 |
Космос | 130 |
Краткое описание | 130 |
Акционеры | 130 |
Дочерние и зависимые компании | 130 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 131 |
Финансовые показатели | 131 |
Руководители | 131 |
Контактная информация | 131 |
Мосинжстрой | 132 |
Краткое описание | 132 |
Акционеры | 132 |
Дочерние и зависимые компании | 132 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 133 |
Финансовые показатели | 133 |
Руководители | 133 |
Контактная информация | 133 |
Мост | 134 |
Краткое описание | 134 |
Акционеры | 134 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 134 |
Финансовые показатели | 135 |
Руководители | 135 |
Контактная информация | 136 |
Мостовик | 136 |
Краткое описание | 136 |
Акционеры | 136 |
Дочерние и зависимые компании | 136 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 137 |
Финансовые показатели | 137 |
Руководители | 138 |
Контактная информация | 138 |
Мостостроительный отряд №19 | 138 |
Краткое описание | 138 |
Акционеры | 138 |
Дочерние и зависимые компании | 138 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 138 |
Финансовые показатели | 139 |
Руководители | 139 |
Контактная информация | 139 |
Мостострой №6 | 139 |
Краткое описание | 139 |
Акционеры | 140 |
Дочерние и зависимые компании | 140 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 140 |
Финансовые показатели | 141 |
Руководители | 141 |
Контактная информация | 141 |
Мостотрест | 141 |
Краткое описание | 141 |
Акционеры | 141 |
Дочерние и зависимые компании | 142 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 142 |
Финансовые показатели | 142 |
Руководители | 142 |
Контактная информация | 143 |
Пермдорстрой | 143 |
Краткое описание | 143 |
Акционеры | 143 |
Дочерние и зависимые компании | 143 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 143 |
Финансовые показатели | 143 |
Руководители | 144 |
Контактная информация | 144 |
Пилон | 144 |
Краткое описание | 144 |
Акционеры | 144 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 144 |
Финансовые показатели | 144 |
Руководители | 145 |
Контактная информация | 145 |
Тихоокеанская Мостостроительная Компания | 145 |
Краткое описание | 145 |
Акционеры | 145 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 145 |
Финансовые показатели | 146 |
Руководители | 146 |
Контактная информация | 146 |
Трансстрой | 146 |
Краткое описание | 146 |
Акционеры | 146 |
Дочерние и зависимые компании | 147 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 147 |
Финансовые показатели | 147 |
Руководители | 147 |
Контактная информация | 147 |
Трансмонолит | 148 |
Краткое описание | 148 |
Акционеры | 148 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 148 |
Финансовые показатели | 148 |
Руководители | 149 |
Контактная информация | 149 |
Труд | 149 |
Краткое описание | 149 |
Акционеры | 149 |
Дочерние и зависимые компании | 149 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 149 |
Финансовые показатели | 150 |
Руководители | 150 |
Контактная информация | 150 |
СТС Автодор | 150 |
Краткое описание | 150 |
Акционеры | 150 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 150 |
Финансовые показатели | 151 |
Руководители | 151 |
Контактная информация | 151 |
Центродорстрой | 151 |
Краткое описание | 151 |
Акционеры | 151 |
Дочерние и зависимые компании | 151 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 152 |
Финансовые показатели | 152 |
Руководители | 152 |
Контактная информация | 152 |
Элгад | 153 |
Краткое описание | 153 |
Акционеры | 153 |
Дочерние и зависимые компании | 153 |
Направления деятельности, услуги и проекты | 153 |
Финансовые показатели | 154 |
Руководители | 154 |
Контактная информация | 154 |
Рис. 1. Топ-30 стран по протяженности дорог, 2009 г. | 16 |
Рис. 2. Доли стран по протяженности автомобильных дорог в мире, 2009 г. | 17 |
Рис. 3. Число транспортных средств в США, 2000-2007 гг. | 19 |
Рис. 4. Число погибших в автомобильных авариях | 19 |
Рис. 5. Схема дорожной системы США | 20 |
Рис. 6. Иерархия дорог в США | 21 |
Рис. 7. Отношение мобильности и доступа к дорогам в зависимости от типа дороги | 21 |
Рис. 8. Протяженность дорог на 1000 автомобилей, 2000-2007 гг. | 22 |
Рис. 9. Проникновение дорог и скоростных дорог в США, 1999-2007 годы | 23 |
Рис. 10. Общая протяженность дорог в США, млн км, 1998-2007 гг. | 23 |
Рис. 11. Общая протяженность дорог и полос движения в США, млн км, 1999-2007 гг. | 24 |
Рис. 12. Доля владения загородными дорогами в США, 1999, 2007 гг. | 24 |
Рис. 13. Доля владения городскими дорогами в США, 1999, 2007 гг. | 25 |
Рис. 14. Доходы и расходы административных единиц на автомобильные дороги в США, 1992-2006 гг. | 25 |
Рис. 15. Доходы, расходы и накопленный баланс Федерального Трастового Фонда Автомобильных дорог 1957-2007 гг. | 26 |
Рис. 16. Расходы на автомобильные дороги по категориям, 2000-2007 гг. | 27 |
Рис. 17. Стоимость строительства 1 км дороги в США, 2002 г. | 28 |
Рис. 18. Стоимость реализации некоторых проектов в США | 28 |
Рис. 19. Протяженность платных дорог, 1999-2009 гг. | 31 |
Рис. 20. Протяженность платных дорог по штатам, 01.01.2009 | 32 |
Рис. 21. Доходы от платных дорожных объектов, 1993-2006 гг. | 33 |
Рис. 22. Число автомобилей в странах Европы, 2006-2008 | 34 |
Табл. 23. Число погибших в автомобильных авариях в ЕС, 2000-2007 гг. | 34 |
Табл. 24. Число погибших в автомобильных авариях в странах ЕС на 1 млн жителей, 2000-2007 гг. | 35 |
Табл. 25. Пассажиропоток на автомобильном транспорте в некоторых странах ЕС, 2000-2007 гг., млн пассажиров/км | 36 |
Рис. 26. Распределение протяженности дорог в ЕС-27, 2006 г. | 36 |
Табл. 27. Протяженность автомобильных дорог в Европе, тыс. км, 2006 г. | 37 |
Рис. 28. Протяженность дорог на 1000 автомобилей, 2006 г. | 38 |
Рис. 29. Доля скоростных дорог относительно всех дорог, 2006 г. | 38 |
Рис. 30. Проникновение скоростных дорог, 2006 г. | 39 |
Рис. 31. Проникновение дорог в странах Европы, 2006 г. | 39 |
Рис. 32. Инвестиции в дорожное строительство, 2007 | 40 |
Рис. 33. Инвестиции в поддержание дорог, 2007 | 40 |
Рис. 34. Распределение инвестиций в транспортную отрасль в Западной Европе | 41 |
Рис. 35. Распределение инвестиций в транспортную инфраструктуру в ЦВЕ | 41 |
Рис. 36. Страны Европы, входящие в ASECAP, 2008 г. | 42 |
Рис. 37. Схема платных дорог в странах-членах ASECAP | 43 |
Рис. 38. Общая протяженность платных дорог в Европе, 2000-2008, км | 44 |
Рис. 39. Грузооборот и пассажиропоток по видам транспорта в Китае, 2006 г. | 48 |
Рис. 40. Число автомобилей в Китае, 2002-2020F гг. | 48 |
Рис. 41. Протяженность скоростных трасс в Китае, 1996-2020F гг. | 49 |
Рис. 42. Количество автомобилей на 1000 жителей по федеральным округам на начало 2009 года | 51 |
Рис. 43. Динамика парка легковых автомобилей | 52 |
Рис. 44. Распределение легковых автомобилей по федеральным округам, 2008 | 52 |
Рис. 45. Число аварий на 1000 автомобилей | 53 |
Рис. 46. Число происшествий на автомобильном транспорте, тыс. | 53 |
Рис. 47. Распределение количества ДТП по местам их совершения, 2008 | 54 |
Рис. 48. Число и причины аварий в 1 полугодии 2009 года | 54 |
Рис. 49. Динамика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях | 55 |
Рис. 50. Показатели степени тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий | 55 |
Рис. 51. Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, 2000-2007 гг. | 59 |
Рис. 52. Схема расположения федеральных трасс | 60 |
Рис. 53. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, 2004-2008 гг. | 61 |
Рис. 54. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, 2004-2010Е гг. | 62 |
Рис. 55. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог после капитального ремонта и ремонта, 2004-2010гг. | 62 |
Рис. 56. Финансирование автомобильных дорог 2010-2030 гг. при инновационном варианте развития | 64 |
Рис. 57. Объем финансирования автомобильных дорог 2010-2030 гг. при инновационном, энерго-сырьевом и инерционном вариантах развития | 65 |
Рис. 58. Распределение затрат на строительство дорог в Европе | 67 |
Рис. 59. Доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП в России, 2000-2006 гг. | 69 |
Рис. 60. Доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП в Западной Европе, 2007 г. | 70 |
Рис. 61. Доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП в Восточной Европе, 2007 г. | 70 |
Рис. 62. Объем рынка дорожного строительства, 2005-2009 гг. | 71 |
Рис. 63. Средняя стоимость строительства 1 км автомобильной дороги в России | 72 |
Рис. 64. Сравнение доли платных дорог в России к 2015 г. и Европе* | 74 |
Рис. 65. Сравнение стоимости проезда для легковых автомобилей по платной дороге в России и Европе | 75 |
Рис. 66. Федеральные трассы, переданные ГК "Автодор" к 2015 году | 89 |
Рис. 67. Сравнительный подход при реализации проекта | 94 |
Рис. 68. Типовой проект ЧГП | 95 |
Рис. 69. Доля участников при финансировании проектов, реализуемых на основе ЧГП | 97 |
Рис. 70. Запланированное финансирование проектов, находящихся на этапе разработки проектной документации | 98 |
Рис. 71. Схема Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге | 99 |
Рис. 72. Схема финансирования строительства ЗСД | 100 |
Рис. 73. Схема расположения Орловского тоннеля | 100 |
Рис. 74. Схема финансирования Орловского тоннеля | 101 |
Рис. 75. Схема нового выхода на МКАД с автодороги М-1 | 102 |
Рис. 76. Схема финансирования нового выхода на МКАД с автодороги М-1 | 102 |
Рис. 77. Схема финансирования автодороги Москва - Санкт-Петербург | 103 |
Рис. 78. Схема автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка | 104 |
Рис. 79. Схема Центральной кольцевой автодороги в Московской области | 105 |
Рис. 80. Запланированная схема финансирования ЦКАД | 106 |
Рис. 81. Запланированная схема финансирования автодороги Москва-Санкт-Петербург | 107 |
Табл. 1. Уровень автомобилизации, 2008 | 15 |
Табл. 2. Протяженность загородных дорог в США, 1999-2007 гг. | 21 |
Табл. 3. Протяженность городских дорог в США, 1999-2007 гг. | 22 |
Табл. 4. Стоимость строительства различных трасс в США | 27 |
Табл. 5. Стоимость строительства и реконструкции некоторых трасс в США | 28 |
Табл. 6. Распределение платных проектов в зависимости от участия частного капитала, 2006 г. | 30 |
Табл. 7. Распределение платных объектов по штатам, 01.01.2009 г. | 30 |
Табл. 8. Протяженность платных дорог и их доля, 2008 г. | 31 |
Табл. 9. Общая протяженность загородных платных дорог, мостов и тоннелей, 01.01.2009 г. | 32 |
Табл. 10. Общая протяженность городских платных дорог, мостов и тоннелей, 01.01.2009 г. | 32 |
Табл. 11. Протяженность платных трасс в составе ASECAP, 2000-2008 гг. | 42 |
Табл. 12. Доля платных дорог, 2006 г. | 44 |
Табл. 13. Средняя дневная пропускная способность платных дорог в странах Европы, 2007-2008 гг. | 45 |
Табл. 14. Параметры платных дорог в Европе, 2008 г. | 45 |
Табл. 15. Сумма сборов от платных дорог, 2005-2008 гг. | 46 |
Табл. 16. Средний доход от одного автомобиля в год, 2008 г. | 47 |
Табл. 17. Платные дороги в мире, 2007 г. | 50 |
Табл. 18. Динамика транспортного парка 2004-2008 | 52 |
Табл. 19. Классификация автомобильных дорог по условиям движения и доступа к ним | 58 |
Табл. 20. Грузооборот по видам транспорта, 2000-2007 гг. | 58 |
Табл. 21. Протяженность путей сообщения, 2002-2008 гг. | 59 |
Табл. 22. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием | 59 |
Табл. 23. Объемы финансирования транспортной отрасли в зависимости от варианта развития с 2010-2030 гг. | 64 |
Табл. 24. Стоимость строительства 1 км автодорог в Европе и США | 68 |
Табл. 25. Стоимость строительства 1 км автодорог в России | 68 |
Табл. 26. Протяженность построенных дорог, 2004-2009 гг. | 71 |
Табл. 27. Обороты строительных компаний, млн руб., 2003-2008 гг. | 72 |
Табл. 28. Задачи по развитию дорожного хозяйства на период до 2030 г. | 77 |
Табл. 29. Результаты реализации Транспортной стратегии до 2030 г. | 78 |
Табл. 30. Важнейшие инвестиционные проекты подпрограммы "Автомобильные дороги" | 84 |
Табл. 31. Классификационные признаки форм ЧГП | 90 |
Табл. 32. Сегменты транспортной отрасли по числу проектов ЧГП, 1990-2008 гг. | 92 |
Табл. 33. Сегменты транспортной отрасли по объему инвестиций в проекты ЧГП, 1990-2008 гг. | 92 |
Табл. 34. Число проектов в дорожном строительстве с разбивкой по типу, 1990-2008 гг. | 92 |
Табл. 35. Объем инвестиций в дорожное строительство с разбивкой по типу, 1990-2008 гг. | 93 |
Табл. 36. Число подписанных контрактов ЧГП в Великобритании, 2006-2008 гг. | 93 |
Табл. 37. Отрасли, в которых реализованы проекты на основе ЧГП в России, 1999-2008 гг. | 95 |
Табл. 38. Проекты ЧГП в автодорожном секторе | 96 |
Табл. 39. Характеристика автодороги Краснодар - Абинск - Кабардинка | 104 |
За последние четыре года рынок доставки суши и роллов в России стремительно развивался, увеличившись с 56,2 млрд рублей в 2019 году до 225,7 млрд рублей в 2023 году.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что по итогам 2023 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил чуть более 100 млрд. руб. Таким образом, объем российского рынка бизнес-авиации в 2023 г. увеличился на 27,6% по отношению к аналогичному показателю годом ранее. Для сравнения с ситуацией 2018 г. в 2023 г. показатель вырос в три раза. Причем, в структуре объема российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке основных участников доля компаний-эксплуатантов составляет 95,1%, а авиаброкеров – всего 4,9%.
Потребление медицинских шприцев на душу населения в России демонстрирует положительную динамику, несмотря на некоторые колебания.