Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
17 апреля 2013

Российский рынок колбасных изделий глазами потребителей

Колбасные изделия являются одним из самых покупаемых продуктов питания в России. За последний месяц (январь 2013 года) колбасные изделия различных видов (сосиски, сардельки, вареные колбасы, сырокопченые колбасы и др. виды) покупали 4 из 5 опрошенных россиян.

Следует обратить внимание на тот факт, что социологическое исследование охватывало покупки, совершенные в январе 2013 года, то есть приходящиеся на послепраздничный месяц, в котором покупатели товаров повседневного спроса, как правило, менее активны. Действительно, значительная часть колбасных изделий покупается в декабре к новогодним и рождественским праздникам, тогда как в январе наблюдается сокращение потребления.

Если сравнивать результаты опроса в начале февраля 2013 года и результаты, полученные в октябре 2011 года, то оказывается, что по результатам опроса конца 2011 года, за последний месяц доля покупателей колбасных изделий приближается к уровню 89%. То есть покупки совершают 9 из 10 опрошенных россиян. Таким образом, колбасные изделия являются важнейшим и одним из любимых продуктов питания для россиян.

Несмотря на высочайшую популярность колбасных изделий как продуктов питания, согласно выводам исследования РБК.research «Потребительское поведение на российском рынке колбасных изделий 2013» за последние полтора года в потребительском поведении россиян следует выделить возросшую роль ценового фактора при покупке колбасных изделий. На сегодняшний день цена занимает третью позицию в рейтинге характеристик, на которые ориентируются россияне при выборе колбасных изделий. Ее в качестве критерия выбора колбасы и сосисок отметили 50% покупателей.

Помимо цены соответственно для 58,3% и 53,8% россиян отметили, что наиболее важными критериями выбора колбасных изделий являются  дата производства и срок годности, а также вкус приобретаемый продукции. Следует отметить, что в 2011 году вкус колбасы занимал и вовсе первое место, тогда как дата производства и срок годности изделий были соответственно на втором месте.

Кроме того, в пятерке наиболее важных критериев выбора колбасных изделий присутствует критерий «отсутствие пищевых добавок, ГМО, соевого белка», а также фирма-производитель продукции. Таким образом, россияне стараются все более тщательно следить за своим здоровьем и при выборе колбасных изделий все чаще доверяют качеству продукции ведущих производителей.


Сравнивая критерии выбора колбасных изделий мужчинами и женщинами, отметим, что для сильной половины человечества более важна низкая цена покупаемой колбасы, тогда как некоторые другие критерии качества продукции (например, на надпись «Сделано по ГОСТу») они обращают меньше внимания. 

Сравнивая критерии выбора колбасных изделий мужчинами и женщинами, отметим, что для сильной половины человечества более важна низкая цена покупаемой колбасы, тогда как некоторые другие критерии качества продукции (например, на надпись «Сделано по ГОСТу») они обращают меньше внимания. 

Для молодежи одним из самых главных критериев выбора колбасных изделий остается цена. Это связано, в первую очередь, с тем, что у представителей данной возрастной группы самые низкие доходы среди  всех рассмотренных в исследовании возрастных групп, поскольку среди молодежи очень велика доля студентов, а также молодых людей, которые еще не нашли себе работу и находятся на обеспечении у родителей.

С другой стороны, молодежь, выбирая цену, готова жертвовать качеством - так, на такие критерии выбора колбасных изделий, как «Отсутствие пищевых добавок, ГМО, соевого белка», «Фирма-производитель», а также надпись «Сделано по ГОСТу» она обращает значительно меньше внимания, чем представители других старших возрастных групп.

Опрошенные в возрасте от 18 до 24 лет также чаще других предпочитают ориентироваться по запаху продукта. Кроме того, среди таких респондентов значительна выше доля тех, кто при выборе колбасных изделий ориентируется на мнение своих друзей, родственников и знакомых, что говорит о том, что часто у молодежи не так много опыта совершения покупок товаров повседневного спроса и ей постоянно требуются советы. Таким образом, в данном случае - это сигнал для производителей колбасных изделий - продвигать свою продукцию преимущественно среди покупателей возрасте от 40 лет, которые, в свою очередь, будет через «сарафановое» радио советовать их продукцию свои детям.

Наконец, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет значительно больше внимания обращают на дизайн упаковки. Поэтому многим крупным компаниям, которые еще не успели провести ребрендинг своей продукции, возможно, стоит поторопиться, чтобы в перспективе не потерять часть своих клиентов.

Сегодня наиболее популярными являются три вида упаковки и нарезки приобретаемых россиянами колбас. Согласно данным социологического исследования чаще всего опрошенные россияне покупают целый батон колбасы в заводской упаковке весом преимущественно до 500-600 грамм. Однако покупки весовой колбасы по-прежнему распространены - их покупают около 46% опрошенных россиян. Нарезанные куски батона колбасы, упакованные в заводскую упаковку, выбирают около трети опрошенных.

Результаты социологического исследования показали, что продажи колбас в цивилизованной заводской упаковке начинают превалировать над весовыми продажами. Во-многом этому способствовала адаптация заводских упаковок под нужды потребителя - прежде всего, вследствие уменьшения веса предлагаемой продукции до 200-600 грамм.

Нарезанные колбасные изделия в вакуумной или МГС-упаковке, а также в так называемой «магазинной» нарезке пока не так популярны. Их покуют не более 8% опрошенных. Причиной непопулярности такой продукции, прежде всего, является высокая цена, посчитанная за грамм веса, поэтому покупатели чаще выбирают цельные упаковки, а нарезка продукта чаще всего осуществляется самостоятельно. Единственной нишей, где нарезанная колбаса пользуется повышенным спросом, являются покупки данной продукции для праздников или прочих событий, где у потребителей нет возможности нарезать колбасные изделия самостоятельно или есть ограничения во времени.

Еще одним трендом на российском рынке колбасных изделий является усиление конкуренции между ведущими игроками. Так, пока еще большинство опрошенных россиян (46,1%), выбирая колбасные изделия, всегда покупают только одну марку колбас, сосисок, сарделек и других мясных продуктов. Остальные же респонденты (49,9%) переключаются между двумя, тремя или четырьмя марками. И наконец, только 4,0% ответили, что постоянно покупают 5 и более марок колбасных изделий.
Если сравнивать данные результаты с выводами, полученными в конце 2011 года, то можно отметить, что за последние полтора года россияне стали покупать колбасные изделия большего количества марок. Если в среднем в 2011 году среднестатистический россиянин приобретал колбасную продукцию 1,8 марок, то в 2013 году значение данного показателя увеличилось до 2,1 марки, что говорит об усилении конкуренции на рынке.

Номинально самыми известными мясокомбинатами, предлагающими своим покупателям широкий выбор различных видов колбасных изделий, в России являются «Микоян», «Царицыно», «Останкино», «Черкизово», «Дымов» и «КампоМос». Более 40% респондентов (в возрасте 18-54 лет и проживающих в крупных городах)  отметили, что они знают данные мясокомбинаты. Известность данных колбасных брендов объясняется их хорошей представленностью по всей России, рекламной активностью, а  также широким ассортиментом колбасной и мясной продукции.
Наиболее покупаемыми колбасными изделиями в России является продукция, выпускаемая под брендами «Микоян» и «Останкино». Эта два уверенных лидера рынка. В 2013 году каждый четвертый покупатель приобрел колбасы у «Микояна», а доля покупателей «Останкинского мясокомбината» составила 22,3%. Позиции основных конкурентов данных компаний выглядят слабее - у колбасной продукции «Дымов» насчитывается 13,8% покупателей. Столько же и у «Царицыно». Черкизовский комбинат» с показателем в 11,2% располагается на пятом месте. Также высокие позиции занимают такие игроки рынка, как «Стародворские колбасы» и «Велком».

Таким образом, российский рынок колбасных изделий успешно развивается. Колбасные изделия являются одним из самых любимых продуктов питания россиян. На рынке постоянно появляются новые виды упаковки и сервировки продукта, которые находят спрос со стороны покупателей. Кроме того, на рынке очевидно усиление конкуренции между ведущими игроками колбасных изделий, что само по себе положительно влияет на рынок, улучшая качество продукции, что является стратегически важным фактором для дальнейшего развития страны.

Подробнее в исследовании РБК.research «Потребительское поведение на российском рынке колбасных изделий 2013».