По оценкам BusinesStat, за 2019-2023 гг оборот рынка пригородных автобусных перевозок в России увеличился на 9%: со 106 до 116 млрд руб. Драйвером роста стоимостного объема выступила средняя цена поездки, за пятилетие возросшая на 23%.
Более существенный рост оборота сдерживался резким сокращением числа поездок в 2020 г. В период действия пандемийных ограничений жители страны старались избегать лишних контактов и минимизировали поездки на общественном транспорте. Сокращалось число рейсов: часть перевозчиков обанкротилась, другим пришлось снижать эксплуатационные расходы, в том числе сокращать персонал, чтобы удержаться на плаву. В результате по итогам 2020 г стоимостный объем рынка пригородных автобусных перевозок снизился на 20,5% по отношению к предыдущему году.
По мере нормализации эпидемической обстановки число поездок на пригородных автобусах восстанавливалось, и за 2021 г выручка перевозчиков увеличилась на 19%. В 2022-2023 гг оборот рынка продолжал расти за счет заметного увеличения цены поездки. В условиях роста издержек на обслуживание автопарка, зарплату персонала, топливо и ГСМ перевозчики терпели убытки, которые компенсировали увеличением тарифов.
«Анализ рынка пригородных автобусных перевозок в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре представлены финансовые рейтинги крупнейших предприятий, осуществляющих пригородные автобусные перевозки: Мосгортранс, Мострансавто, Пассажиравтотранс, Транс-Балт, Вест-Сервис, Третий парк, Башавтотранс, Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление, Самара Авто Газ, Автомиг и другие.
Отдельные показатели детализированы по регионам страны.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
ПРОФИЛИ 5 ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ГУП «Мосгортранс»
АО «Мострансавто»
СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»
ООО «Транс-Балт»
ООО «Вест-Сервис»
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность поездок
Численность пассажиров
Уровень пользования
Средние затраты
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА
ЦЕНА ПОЕЗДКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в России в 2023 г
Таблица 2. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта по форме собственности в России в 2023 г
Таблица 3. Численность предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в регионах России в 2023 г
Таблица 4. Численность автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 5. Возрастная структура парка автобусов общего пользования в России в 2022 г (%)
Таблица 6. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива в России в 2019-2023 гг (%)
Таблица 7. Структура парка автобусов общего пользования по классам в России в 2022 г (%)
Таблица 8. Состав парка автобусов общего пользования по маркам в России в 2022 г (%)
Таблица 9. Численность автобусов общего пользования в регионах России в 2023 г
Таблица 10. Обеспеченность автобусами общего пользования в России в 2019-2023 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 11. Обеспеченность автобусами общего пользования в регионах России в 2023 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 12. Протяженность автомобильных дорог в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 13. Протяженность автомобильных дорог по видам в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 14. Протяженность автомобильных дорог по назначению в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 15. Протяженность автомобильных дорог в регионах России в 2023 г (км)
Таблица 16. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в регионах России в 2023 г (км)
Таблица 17. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования в регионах России в 2023 г (км)
Таблица 18. Трудовые ресурсы предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 19. Трудовые ресурсы предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в регионах России в 2019-2023 гг (чел)
Таблица 20. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в 2019-2023 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 21. Средняя зарплата сотрудника предприятий городского и пригородного автобусного транспорта в регионах России в 2019-2023 гг (тыс руб в год)
Таблица 22. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 23. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 24. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости товаров, работ, услуг в 2022 г (млн руб)
Таблица 25. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 26. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 27. Численность поездок на пригородных автобусах в России в 2019-2023 гг (млрд)
Таблица 28. Прогноз численности поездок на пригородных автобусах в России в 2024-2028 гг (млрд)
Таблица 29. Численность пассажиров пригородных автобусов в России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 30. Прогноз численности пассажиров пригородных автобусов в России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 31. Средний уровень пользования пригородными автобусами в России в 2019-2023 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 32. Прогноз среднего уровня пользования пригородными автобусами в России в 2024-2028 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 33. Средние годовые затраты пассажира на пригородные автобусы в России в 2019-2023 гг (руб в год)
Таблица 34. Прогноз средних годовых затрат пассажира на пригородные автобусы в России в 2024-2028 гг (руб в год)
Таблица 35. Пассажирооборот пригородных автобусов в России в 2019-2023 г (млрд пассажиро-км)
Таблица 36. Прогноз пассажирооборота пригородных автобусов в России в 2024-2028 г (млрд пассажиро-км)
Таблица 37. Оборот рынка пригородных автобусных перевозок в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 38. Прогноз оборота рынка пригородных автобусных перевозок в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 39. Средняя цена поездки на пригородном автобусе в России в 2019-2023 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 40. Прогноз средней цены поездки на пригородном автобусе в России в 2024-2028 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 41. Средняя цена поездки на пригородном автобусе в регионах в России в 2019-2023 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 42. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 43. Выручка от продаж в регионах России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 44. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 45. Коммерческие и управленческие расходы в регионах России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 46. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 47. Себестоимость в регионах России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 48. Прибыль (убыток) от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 49. Прибыль (убыток) от продаж в регионах России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 50. Экономическая эффективность в 2019-2023 гг
Таблица 51. Инвестиции в отрасль в 2019-2023 гг (млн руб)
Объем производства грузовиков в 2023 году вырос на 19,3%, что стало одним из самых высоких показателей за последние годы. Всего было произведено 167,6 тыс. автомобилей, что поддерживает стабильный спрос на качественные комплектующие.
Рост цен на запчасти продолжился: в 2023 году комплектующие подорожали в среднем на 17%. Это связано с изменениями логистических цепочек и высокой инфляцией. В справочнике оценки средней стоимости запчастей для ремонта по ОСАГО от 19 декабря 2023 года цены выросли на 9,8% относительно версии, применявшейся с 19 сентября, и на 7,4% относительно справочника от 19 декабря 2022 года.
Импорт запчастей в Россию частично восстановился благодаря активной роли китайских поставщиков, на долю которых приходится около 60% всех поставок. Программы параллельного импорта стали важным инструментом, компенсирующим снижение объемов поставок из стран Европы и США.
В марте 2024 года число показов в Яндексе по запросу «запчасти для грузовиков» составило 6 913 в Москве и Московской области, что позволило региону занять лидирующую позицию. Вторую позицию занимали Санкт-Петербург и Ленинградская область с 2 397 показами, а на третьем месте был Краснодарский край — 1 298 показов.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Что продавать - 2024? Запчасти для грузовых автомобилей. Комплексный гайд».
Цены на занятия в плавательных бассейнах растут на протяжении всего года и обычно не снижаются. Вместе с тем изменение цены имеет волнообразный характер, и стоимость занятий не одинаково возрастает в разные месяцы. Мы изучили ежемесячное изменение цен на занятия в плавательных бассейнах за последние 25 лет и отметили некоторые сезонные особенности.