49 000 ₽
Демоверсия
Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции, 2012 год
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции, 2012 год

Дата выпуска: 7 августа 2012
Количество страниц: 163
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 49604
49 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Настоящий обзор посвящен изучению российского книжного рынка, в частности особенностям развития рынка печатных книг, объемам производства, оффлайновым и онлайновым каналам продаж печатных книг.

В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка книг, включая оценку объема рынка и прогноз его развития. Обзор включает анализ динамики книжного рынка, влияние на его развитие макроэкономических показателей (демографической ситуации, темпов промышленного производства, уровня доходов населения, оборота розничной торговли и др.).

В отчете отражена сравнительная перспектива российского и мирового книжного рынков. Так, показываются основные тенденции развития мирового книжного ритейла и издательского дела, выделены крупнейшие компании и количественные показатели рынков в разрезе зарубежных стран.

Отдельный раздел посвящен анализу основных показателей книгоиздательской деятельности в России (по данным официальной статистики). В отчете проведена подробная сегментация рынка и даны характеристики отдельных рынков (рынки детской, учебной, деловой литературы, а также рынок художественной литературы для взрослых).
Дополнительное внимание уделено розничным каналам продаж книжной продукции, в частности сетевым проектам книжных магазинов, реализуемым в России. Отчет включает анализ основных каналов продвижения книжной продукции на рынке и анализ потребительских предпочтений.

Конкурентный анализ рынка показывает ситуацию на рынке книжного ритейла и книгоиздательского рынка. В исследовании отражены тенденции консолидации рынка и перспективы его дальнейшего развития.

В отчете приведены профили крупнейших розничных операторов книжного рынка и крупнейших книжных издательств. Профили книготорговых операторов включают краткое описание компании, географию, финансовые показатели, контактную информацию. Профили крупнейших издательств также включают краткое описание, финансовые показатели, объемы производства.

Потребительские предпочтения покупателей книжной продукции отражают результаты online-опроса интернет-аудитории сайта РБК.

Объем выборки - 4 076 респондентов.

Время проведения 20-23 июля 2012 года.

Методы исследования:

Кабинетное исследование (desk research);

Online-опрос.

Исследование проведено в июле-августе 2012 года
Объем отчета -  163 страницы
Отчет содержит  45 таблиц и  96 диаграмм
Язык отчета - русский.

Развернуть
Содержание
 

Аннотация

2

Полное оглавление

3

Список диаграмм

7

Список таблиц

10

Макроэкономические показатели развития книжного рынка в РФ

12

Оборот розничной торговли

12

Инфляция и покупательская способность населения

14

Темпы промышленного производства в ЦБП, полиграфическом и издательском производстве

15

Демографическая ситуация и среднедушевой выпуск печатных книг

16

Развитие мирового книжного рынка

17

Общая характеристика

17

Объем и структура

17

Лидеры мирового книгоиздательского рынка

20

Бестселлеры на мировом рынке

21

Американский книжный рынок

23

Общая характеристика

23

Структура продаж

24

Основные тенденции

27

Европейский книжный рынок

29

Общая характеристика

29

Франция

31

Великобритания

33

Германия

34

Италия

35

Основные тенденции

36

Основные характеристики книжного рынка РФ

37

Количественные показатели рынка

37

Объем рынка

37

Объем тиражного производства книг и брошюр

37

Сегментация рынка

40

По основным типам печатных изданий

40

По тиражным группам

41

По крупным тематическим разделам

42

Тенденции рынка

42

Рынок детской литературы

43

Объем производства

43

Объем рынка

44

Основные игроки

44

Бестселлеры

46

Основные тенденции

47

Мнения экспертов рынка

48

Рынок деловой литературы

49

Объем рынка

49

Основные игроки

50

Бестселлеры

50

Основные тенденции

51

Рынок учебной литературы

51

Факторы влияния

51

Демографическая ситуация

51

Введение новых ФГОС

52

Объем производства

53

Школьные учебники

55

Учебники для ВПО, СПО

55

Объем рынка

57

Основные игроки

57

Основные тенденции

60

Рынок художественной литературы для взрослых

60

Объем производства

60

Объем рынка

62

Бестселлеры

63

Основные игроки

64

Основные тенденции

65

Рынок электронных книг

65

Общая характеристика

65

Динамика рынка

67

Основные игроки

68

Основные тенденции

68

Конкурентный анализ книжного рынка

70

Характеристики конкурентной среды

70

Крупнейшие игроки рынка

70

По объемам тиражей

70

По объемам выпущенных книг и брошюр

72

По финансовым показателям

73

Консолидация книжного рынка

73

Авторские имена-бренды как двигатель конкуренции

77

Характеристика книжного ритейла

79

Общая ситуация и основные тенденции

79

Проблемы книжного ритейла

79

Основные каналы розничной реализации книг

80

Структура ассортимента книжных магазинов

82

Розничные книжные сети

83

Новые форматы оффлайновых книжных магазинов

84

Основные стратегии российского книжного ритейла

85

Интернет-торговля книгами

85

Проникновение Интернета в РФ

85

Развитие интернет-торговли в РФ

87

Книжная интернет-торговля

88

Каналы продвижения книжной продукции

90

Традиционные каналы продвижения

90

Social Media Marketing

91

Потребительские предпочтения на рынке печатных книг

94

Описание исследования

94

Цели и целевой сегмент исследования

94

Основные виды досуга и чтение книг как вид досуга

94

Интерес к чтению печатных книг

95

Регулярность акций по пропаганде чтения в российских городах

96

Социально-демографический портрет участников исследования

96

Покупательская активность по приобретению печатных книг

99

Сумма трат по покупку книг

101

Места покупок печатных книг

103

Наиболее предпочитаемые книжные магазины для покупок печатных книг

104

Критерии выбора книжных магазинов

104

Знание книжных издательств

105

Предпочитаемые жанры для чтения

106

Интернет-торговля книгами

107

Интернет-магазины для покупки книг

107

Частота покупки книг в интернет-магазине

109

Сумма трат на покупку книг в Интернет-магазине

109

Оценка перспективы замещения печатных книг электронными аналогами

110

Источники информации о книжных новинках

114

Профили книготорговых операторов

117

ООО ТД «Библио-глобус»

117

Регистрационные данные

117

Описание деятельности

117

Продажи

118

География деятельности

118

Финансовые показатели

119

Контактная информация

120

ГУП ОЦ «Московский дом книги»

120

Регистрационные данные

120

Описание деятельности

121

География деятельности

121

Финансовые показатели

121

Контактная информация

123

«Новый книжный», «Читай-Город»

123

Регистрационные данные

123

Описание деятельности

124

География деятельности магазинов «Новый книжный»

124

География деятельности магазинов «Читай-город»

125

Финансовые показатели

126

Контактная информация

127

ООО «Буквоед»

127

Описание деятельности

127

География деятельности

128

Контактная информация

129

ООО «Метида»

129

Регистрационные данные

129

Описание деятельности

130

География деятельности

130

Финансовые показатели

131

Контактная информация

132

ООО «Чакона»

132

Регистрационные данные

132

Описание деятельности

132

География деятельности

133

Контактная информация

133

ООО «ПродаЛитЪ»

133

Регистрационные данные

133

Описание деятельности компании

134

Продажи

134

География деятельности

135

Финансовые показатели

135

Контактная информация

135

ООО «Амиталь»

136

Регистрационные данные

136

Описание деятельности компании

136

Продажи

136

География деятельности

137

Финансовые показатели

138

Контактная информация

139

Ozon.ru (ООО «Интернет Решения»)

139

Регистрационные данные

139

Учредители

140

Описание

140

Ассортимент

141

Способы оплаты

142

Финансовые показатели

143

Контакты

143

ООО «Мирс»

144

Регистрационные данные

144

Описание деятельности компании

144

Продажи

144

География деятельности

145

Финансовые показатели

146

Контактная информация

147

Профили книжных издательств

148

ООО «Эксмо»

148

Регистрационные данные

148

Описание деятельности компании

148

Тиражный объем выпуска книг

149

Финансовые показатели

149

Контактная информация

150

ООО «АСТ»

151

Регистрационные данные

151

Описание деятельности

151

Тиражный объем выпуска книг

152

Финансовые показатели

152

Контактная информация

153

ООО «Росмэн»

153

Регистрационные данные компании

154

Описание деятельности

154

Тиражный объем выпуска книг

155

Финансовые показатели

155

Контактная информация

157

ООО «Баласс»

157

Регистрационные данные

157

Описание деятельности

158

Тиражный объем выпуска книг

158

Контактная информация

158

Развернуть
Иллюстрации
 

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в РФ, в млрд. руб. и % до 2012 г.   12

Рис. 2. Доля покупок россиянами печатных изданий в общей структуре потребительских расходов на непродовольственные товары, %, 2006-2012 гг. 13

Рис. 3. Динамика инфляции в РФ, в %, до 2012 г.         14

Рис. 4. Средняя потребительская цена на книги в региональном разрезе в РФ, руб., 2008-2011 гг.          14

Рис. 5. Объем производства в ЦБП, издательской и полиграфической деятельности, (млрд. руб.) и рост в % до 2012 г.       15

Рис. 6. Динамика численности населения РФ и выпуск книг в расчете на душу населения, в млн. чел. и экз. , 2006-2012 гг.           16

Рис. 7. Динамика мирового книжного рынка до 2010-2016(F) гг., $млрд.     17

Рис. 8. Структура мирового книжного рынка в страновом разрезе, 2012 год, %      18

Рис. 9. Структура глобального книгоиздательского рынка по типу книжной продукции, 2009-2015 гг., %            18

Рис. 10. Структура и объем мирового рынка электронных книг по регионам, 2011 г., млн. евро 19

Рис. 11. Доля рынка электронных книг по некоторым странам мира, 2011 г., %     20

Рис. 12. Структура каналов продаж на книжном рынке США, 2011 г., % (по объемам продаж)   24

Рис. 13. Сравнительный анализ динамики продаж интернет-ритейлера Amazon и книготорговой сети Borders в США, 2002-2011 гг., %  25

Рис. 14. Доли Barnes&Noble и Amazon в структуре книжного рынка США, % (по объемам продаж)       26

Рис. 15. Динамика доли электронных книг в структуре книжного рынка США, %            28

Рис. 16. Опрос населения США: «Воспользуетесь ли Вы преимуществами e-readers, iPad, Nook, для того чтобы читать книги?», %, 2010-2012 гг.   28

Рис. 17. Динамика финансового оборота книжной индустрии стран ЕС, $млрд. и %         29

Рис. 18. Динамика рынков печатных и электронных книг на рынках крупнейших пяти стран ЕС (Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании), 2008-2014 гг. млрд. евро    30

Рис. 19. Структура рынка электронных книг стран Европы, 2011 г., %         31

Рис. 20. Динамика книжного рынка Франции, 2009-2011 гг, млрд. евро и %           32

Рис. 21. Структура продаж книг по каналам реализации во Франции, %, 2011 г.    32

Рис. 22. Опрос населения Германии: «Как вы думаете, какими будут книги для чтения в Германии через 10 лет?», %, 2011 г.       34

Рис. 23. Структура итальянского книжного рынка по игрокам, %, 2011 г.    35

Рис. 24. Динамика российского книжного рынка, 2003-2011 гг, млрд. руб. и %      37

Рис. 25. Динамика объемов книгопроизводства в РФ до 2012 г., в тыс. экз. и %     38

Рис. 26. Динамика российского книгопроизводства по числу выпущенных названий книг и брошюр до 2011 г., тыс. экз. и %           38

Рис. 27. Объем книгопроизводства по федеральным округам России, 2012 г., %     40

Рис. 28. Сегментация печатной отрасли по основным типам изданий (по объемам тиражей), 2012 г., %            40

Рис. 29. Сегментация книжной продукции (по числу изданий), 2012 г., %   41

Рис. 30. Сегментация книжного рынка РФ по тиражным группам, 2012 г.   41

Рис. 31. Крупнейшие тематические сегменты в структуре тиражей на книжном рынке РФ, %, 2012 год            42

Рис. 32. Динамика численности названий книг и брошюр для детей, выпущенных в РФ в 2008-2011 г., % и тыс. печ. ед.   43

Рис. 33. Объем тиражей детской литературы в 2008-2011 гг. в РФ, в тыс. экз. и % 43

Рис. 34. Сегментация рынка детской литературы по типу произведенной продукции, %, 2011 г.            44

Рис. 35. Основные игроки рынка детской литературы по объему тиражей, %, 2011 год    45

Рис. 36. Топ-10 издателей детской литературы в РФ по суммарным продажам, 2010 г.      46

Рис. 37. ТОП-20 самых издаваемых авторов по детской литературе в РФ, 2011 г.   47

Рис. 38. Структура продаж на рынке детской литературы произведений классических и новых зарубежных / российских авторов, %, 2012 г.     48

Рис. 39. Этапы переход на новые ФГОС в российских общеобразовательных школах, 2010-2020 гг.      52

Рис. 40. Объем отечественного производства учебной литературы в 2007-2011 гг., тыс. экз. и %            53

Рис. 41. Динамика тиражей учебной литературы для высшей школы, тыс. экз. и %, 2004-2011 гг.          56

Рис. 42. Соотношение численности студентов ВУЗов и выпуска среднего количества учебников на 1 студента в РФ, 2004-2011 гг.          56

Рис. 43. Динамика тиражей учебной литературы для системы среднего профессионального образования в РФ, тыс. экз. и %, 2008-2011 гг.     57

Рис. 44. Основные игроки рынка учебной литературы для общеобразовательной школы РФ по объемам тиражей, %, 2011 г.  58

Рис. 45. ТОП-35 крупнейших издательств на рынке университетского книгоиздания, 2011 год  58

Рис. 46. Структура выпуска художественной литературы для взрослых по категориям, 2012 г., %          61

Рис. 47. Доля художественной литературы в общей структуре книжных продаж в разрезе основных сегментов, %, 2011 г.           63

Рис. 48. Рейтинг издательств на рынке художественной литературы для взрослых по объемам продаж, %, январь-апрель 2012 г.          65

Рис. 49. Динамика выпуска электронных изданий в РФ, 2008-2010 гг., тыс. экз. (официальные данные)            66

Рис. 50. Объем рынка электронных книг в РФ до 2012 г., $млн. и % 67

Рис. 51. Лидеры рынка электронных книг в РФ по объемам их продаж, %   68

Рис. 52. Динамика численности издательств в России в 2008-2011 гг, в тыс. и %   70

Рис. 53. Доли 15 крупнейших книжных издательств России по объемам тиражей, 2011 г., %       72

Рис. 54. Крупнейшие игроки книжного рынка РФ в денежном выражении, %, 2012 г.      73

Рис. 55. Консолидированные доли крупных игроков российского книжного рынка по объемам тиражей, %, 2012 г.            76

Рис. 56. Динамика количества стационарных книготорговых точек, в тыс. шт. и %, 2005-2011 гг.         79

Рис. 57. Структура каналов реализации книжной продукции в РФ, %          81

Рис. 58. Оптимальная ассортиментная матрица универсального книжного магазина, в % от торговой площади магазина, 2011 г.  82

Рис. 59. Количество пользователей Интернет в России и странах Западной Европы, 2011 г. тыс. чел.   86

Рис. 60. Уровень проникновения мобильного интернета в РФ в зависимости местности, 2011 г.            87

Рис. 61. Наиболее покупаемые товары в Интернете у российских потребителей, %, 2011 г.         88

Рис. 62. «Какое количество печатных книг Вы прочитали с начала 2012 года?», %            95

Рис. 63. Вопрос «Как часто в Вашем городе проводятся акции по пропаганде чтения книг?», % 96

Рис. 64. Пол респондентов, %        97

Рис. 65. Возраст респондентов, % 97

Рис. 66. Доход респондентов, %    98

Рис. 67. Вопрос «Сколько печатных книг Вы купили с начала 2012 года?», %        99

Рис. 68. Вопрос «Планируете ли Вы приобрести печатные книги до конца 2012 года?», %          100

Рис. 69. Сумма трат на печатные книги с начала 2012 года, в руб. и %         101

Рис. 70. Вопрос «Как Вы считаете, являются ли цены на печатные книги в России слишком высокими?», %            101

Рис. 71. Вопрос «Как Вы считаете, сколько в среднем должна стоить одна печатная книга?», % 102

Рис. 72. Вопрос «В каких местах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», %  103

Рис. 73. Вопрос «В каких книжных магазинах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», %   104

Рис. 74. Критерии выбора книжных магазинов потребителями, %     105

Рис. 75. Факторы неудовлетворенности посещением книжных магазинов, %         105

Рис. 76. Вопрос «Книги каких российских издательств Вы чаще всего покупаете?», %     106

Рис. 77. Вопрос «Какие книги Вы покупаете чаще всего в книжных интернет-магазинах?», %   107

Рис. 78. Вопрос «В каких интернет-магазинах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», %   108

Рис. 79. Факторы привлекательности интернет-магазинов для потребителей, %     108

Рис. 80. Вопрос «Сколько раз в среднем в год Вы покупаете книги в Интернет-магазине?», %   109

Рис. 81. Вопрос «Какую сумму в среднем Вы тратите на покупку печатных книг в Интернет-магазине?», %            109

Рис. 82. Вопрос «Какие формы оплаты при покупке книг в Интернет-магазинах Вы обычно используете?», %         110

Рис. 83. Вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?», %          111

Рис. 84. Вопрос «В чем преимущества электронных книг перед печатными?», %   113

Рис. 85. Вопрос «Возрос ли Ваш интерес к чтению с появлением электронных книг?», %           114

Рис. 86. Источники информации о книжных новинках, %      115

Рис. 87. Интернет-ресурсы, служащие источником информации о книжных новинках, %            116

Рис. 88. Структура продаж ТД «Библио-Глобус», 2011 г., %    118

Рис. 89. Ассортиментная структура оборота розничной сети «Амиталь», 2011 г., %           137

Рис. 90. Динамика среднего количества принятых заказов в день Ozon.ru, 2003-2010 гг.   141

Рис. 91. Динамика базы данных OZON, млн. чел.         141

Рис. 92. Динамика ассортимента книжной продукции Ozon.ru, 2007-2011 гг, в тыс. экз. и %       142

Рис. 93. Динамика долей зарубежной и российской литературы в ассортименте Ozon.ru, %, 2007-2011 гг.            142

Рис. 94. Доля книжной продукции в структуре ассортимента магазинов книготорговой компании «Мирс», %, 2011 г.       145

Рис. 95. Динамика тиражей книг ООО «Эксмо» в 2007-2011 гг., тыс. экз.    149

Рис. 96. Динамика тиражей, ООО «АСТ», 2007-2011 гг., тыс. экз и %          152
Развернуть
Таблицы
 

Табл. 1. Оборот розничной торговли по торговым сетям в разрезе федеральных округов  в РФ в млн. руб. и %         13

Табл. 2. ТОП-10 крупнейших мировых издательств по объемам выручки, 2011 г.   20

Табл. 3. Литературные бестселлеры в разрезе стран мира, 2011 г.       21

Табл. 4. Ключевые параметры книгоиздательской индустрии США, 2011 г.            23

Табл. 5. Объем продаж печатных и электронных книг в США в начале 2012 г.       24

Табл. 6. Основные показатели развития рынка электронных книг в Италии            35

Табл. 7. Основные характеристики российского книгопроизводства по итогам 2011 г.     39

Табл. 8. Объемы тиражей крупнейших детских издательств России в 2011 г., тыс. экз.     45

Табл. 9. ТОП-10 ведущих авторов (проектов) на рынке детской литературы по суммарным продажам в натуральном выражении, 2010 год           46

Табл. 10. ТОП-15 бестселлеров в сегменте деловой литературы на рынке РФ, май 2012 г.            50

Табл. 11. Структура рынка учебной литературы по объемам тиражей, %, 2011 г.    54

Табл. 12. Структура рынка учебной литературы РФ в разрезе основных сегментов, 2011 гг.        54

Табл. 13. Изменения в динамике тиражей учебников в РФ по основным сегментам в 2008-2011 гг., тыс. экз. и %     55

Табл. 14. Объемы тиражей крупнейших издательств учебной литературы для общеобразовательных школ, тыс. экз. в 2011 г.     58

Табл. 15. Наиболее издаваемые авторы по художественной литературе, 2011 г.      61

Табл. 16. Самые популярные книги в РФ, конец 2011 года      63

Табл. 17. Средняя розничная цена издания в составе ТОП-100 бестселлеров, 2010-2011 гг. (независимые стационарные книготорговые предприятия)      64

Табл. 18. Основные виды электронных изданий по виду ресурса, %, 2010 г.           66

Табл. 19. Основные виды электронных изданий по целевому назначению, 2010 г., %       66

Табл. 20. ТОП-15 крупных издательств, выпустивших наибольшее количество книг по объемам тиражей, 2010-2011 г.   71

Табл. 21. Крупнейшие издательства на книжном рынке РФ по числу выпущенных книг и брошюр (по названиям, печ. ед.), %, 2012 г.      72

Табл. 22. Крупные сделки M&A на книжном рынке РФ в 2006-2012 гг.       74

Табл. 23. Крупнейшие издательские группы на книжном рынке РФ, 2011 г.           76

Табл. 24. Приоритетные некнижные товарные группы в структуре ассортимента книжных магазинов (оценка рентабельности по 5-балльной шкале)   82

Табл. 25. Типы книжных сетей на российском книжном рынке, 2012 год     83

Табл. 26. Крупнейшие федеральные книготорговые сети РФ (по количеству торговых точек), 2012 г.   83

Табл. 27. Крупнейшие локальные книготорговые сети в РФ, 2012 г. 84

Табл. 28. Крупнейшие региональные книготорговые сети в РФ (по количеству торговых точек), 2012 г.            84

Табл. 29. Основные форматы оффлайновых книжных магазинов на российском рынке, 2012 год           84

Табл. 30. Частота использования Интернета в РФ, %, 2012 г.  86

Табл. 31. ТОП-5 крупнейших интернет-магазинов в РФ, 2011 г. по объемам выручки, млрд. руб.           88

Табл. 32. Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете, 2011 г.     89

Табл. 33. Основные книжные выставки   90

Табл. 34. Наиболее распространенные инструменты работы с социальными сетями и блогами   92

Табл. 35. Основные виды досуга россиян и чтение книг, %     94

Табл. 36. Город проживания респондентов, %    98

Табл. 37. Зависимость между купленным количеством печатных книг и полом респондентов, %           99

Табл. 38. Зависимость между приобретенным количеством печатных книг и среднедушевым уровнем дохода респондентов, %     100

Табл. 39. Мнение респондентов относительно уровня цен на книги в России в зависимости от места проживания, %         102

Табл. 40. Наиболее предпочитаемые места покупок в зависимости от места проживания, %        103

Табл. 41. «Книги каких жанров Вы предпочитаете читать?», %          106

Табл. 42. Зависимость суммы трат на покупку печатных книг в интернет-магазинах и частотой их покупки, %         110

Табл. 43. Соотношение вопроса «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?» и местом проживания респондентов, %    111

Табл. 44. Тематическая структура оборота продаж книготорговой сети «ПродаЛитЪ», 2010-2011 гг., %            134

Табл. 45. ТОП-100 крупнейших книжных издательств в 2011 году    159

Развернуть
Выпуски
Развернуть
Материалы по теме
Показать еще