Несмотря на то, что данный рынок является рынком на стадии становления (как в нашей стране, так и за рубежом), электронные книги являются перспективным направлением, значительно трансформирующее всю современную книгоиздательскую отрасль.
Данное исследование отражает актуальные тенденции глобального и отечественного рынка электронных книг, его количественные характеристики, основные векторы развития. В исследовании проанализированы национальные рынки электронных книг стран Северной Америки, Западной Европы, Азии, что позволяет отразить общемировые тренды, провести сравнительную перспективу между российским и зарубежным рынками.
Анализ также включает и изучение рынка устройств для чтения в мире и в нашей стране, объем продаж данных устройств, основные тенденции.
В исследовании рассматривается уровень развития рынка цифрового контента в России и за рубежом, доля электронных книг в структуре этого рынка.
В качестве драйверов роста российского рынка электронных книг в РФ рассматривается уровень проникновения Интернета, мобильного интернета, интернет-торговли.
В отдельные разделы в исследовании выделены основные игроки рынка электронных книг и анализ потребителей.
Дополнительное внимание уделено ценообразованию и моделям дистрибуции электронных книг. Отчет включает анализ основных каналов продвижения книжных новинок на материале анализа потребительских предпочтений.
Потребительские предпочтения пользователей электронных книг исследуются с помощью данных, полученных во время проведения online-опроса интернет-аудитории сайта РБК (http://www.rbc.ru/). Целевую аудиторию опроса составили респонденты, которые регулярно / иногда читают электронные книги. Объем целевого сегмента составил 3 697 респондентов.
Время проведения 15-18 июня 2012 года.
Методы исследования:
Исследование проведено в мае-июне 2012 г.
Объем отчета - 108 страниц
Отчет содержит 24 таблицы и 84 диаграммы
Язык отчета - русский.
Аннотация............................................................................................................................ 3
Полное оглавление............................................................................................................. 4
Список диаграмм................................................................................................................ 6
Список таблиц..................................................................................................................... 8
Мировой рынок электронных книг................................................................................ 9
Общая ситуация................................................................................................................ 9
Рынок электронных книг в структуре рынка цифрового контента....................... 9
Объем мирового рынка электронных книг............................................................. 10
Мировой рынок устройств для чтения e-books........................................................... 12
Североамериканский рынок электронных книг......................................................... 16
Рынок электронных книг в США............................................................................ 17
Дистрибуция........................................................................................................... 19
Ценообразование.................................................................................................... 20
Рынок устройств для чтения электронных книг................................................ 21
Европейский рынок электронных книг...................................................................... 23
Великобритания......................................................................................................... 23
Общая ситуация...................................................................................................... 23
Дистрибуция........................................................................................................... 25
Ценообразование.................................................................................................... 25
Рынок устройств для чтения электронных книг................................................ 25
Германия...................................................................................................................... 26
Общая ситуация...................................................................................................... 26
Дистрибуция........................................................................................................... 26
Ценообразование.................................................................................................... 29
Рынок устройств для чтения электронных книг................................................ 29
Франция....................................................................................................................... 30
Общая ситуация...................................................................................................... 30
Ценообразование.................................................................................................... 32
Рынок устройств для чтения электронных книг................................................ 32
Италия.......................................................................................................................... 32
Общая ситуация...................................................................................................... 32
Дистрибуция........................................................................................................... 34
Ценообразование.................................................................................................... 34
Азиатский рынок электронных книг........................................................................... 35
Китай........................................................................................................................... 36
Общая ситуация...................................................................................................... 36
Дистрибуция........................................................................................................... 36
Рынок устройств для чтения электронных книг................................................ 37
Российский рынок электронных книг.......................................................................... 39
Драйверы роста............................................................................................................... 39
Электронные книги в структуре рынка цифрового контента.............................. 39
Проникновение Интернета в РФ.............................................................................. 40
Развитие интернет-торговли в РФ........................................................................... 43
Развитие рынка печатных книг................................................................................ 46
Динамика рынка электронных книг............................................................................ 47
Ценообразование и модели дистрибуции............................................................... 48
Тенденции................................................................................................................... 50
Рынок устройств для чтения электронных книг........................................................ 51
Ридеры......................................................................................................................... 51
Объем рынка........................................................................................................... 51
Конкуренция........................................................................................................... 52
Тенденции............................................................................................................... 55
Планшеты.................................................................................................................... 56
Объем рынка........................................................................................................... 56
Конкуренция........................................................................................................... 57
Основные игроки рынка электронных книг............................................................... 60
Потребительские предпочтения на рынке электронных книг................................ 62
Описание исследования................................................................................................ 62
Целевой сегмент......................................................................................................... 62
Социально-демографический портрет читателей электронных книг.................. 63
Оценка перспективы замещения печатных книг электронными аналогами...... 66
Каналы загрузки электронных книг........................................................................ 69
Электронные публичные библиотеки..................................................................... 71
Интернет-магазины.................................................................................................... 72
Предпочитаемые жанры............................................................................................ 74
Потребление нелегального контента....................................................................... 75
Устройства для чтения электронных книг.............................................................. 78
Формат скачивания электронных книг................................................................... 81
Скачивание цифровых аудиокниг........................................................................... 81
Использование услуги «Печать-по-требованию»................................................... 82
Сумма трат на электронные книги........................................................................... 84
Источники информации о книжных новинках...................................................... 86
Продвижение электронных книг............................................................................. 86
Профили основных игроков........................................................................................... 88
ООО «ЛитРес»................................................................................................................ 88
Регистрационные данные.......................................................................................... 88
Учредители.................................................................................................................. 88
Описание компании................................................................................................... 88
Ассортимент............................................................................................................... 89
Способы оплаты......................................................................................................... 91
Форматы скачивания электронных книг................................................................. 91
Собственное устройство для чтения электронных книг....................................... 91
Финансовые показатели............................................................................................ 92
Контакты..................................................................................................................... 93
ООО «Аймобилко»........................................................................................................ 94
Регистрационные данные.......................................................................................... 94
Учредители.................................................................................................................. 94
Описание компании................................................................................................... 94
Ассортимент............................................................................................................... 95
Способы оплаты......................................................................................................... 96
Собственное устройство для чтения электронных книг....................................... 96
Контакты..................................................................................................................... 97
Elkniga.ru (ООО «Аудиокнига»)................................................................................... 98
Регистрационные данные.......................................................................................... 98
Учредители.................................................................................................................. 98
Описание..................................................................................................................... 98
Ассортимент............................................................................................................... 99
Способы оплаты....................................................................................................... 101
Финансовые показатели.......................................................................................... 101
Контакты................................................................................................................... 102
Ozon.ru (ООО «Интернет Решения»)......................................................................... 103
Регистрационные данные........................................................................................ 103
Учредители................................................................................................................ 103
Описание................................................................................................................... 103
Ассортимент............................................................................................................. 104
Способы оплаты....................................................................................................... 106
Финансовые показатели.......................................................................................... 107
Контакты 107Рис. 1. Объем мирового рынка цифрового контента до 2012(F) г. $ млрд. и % | 9 |
Рис. 2. Доля электронных книг в структуре мирового рынка цифрового контента, 2011 г. | 10 |
Рис. 3. Структура и объем мирового рынка электронных книг по регионам, 2011 г., млн. евро | 11 |
Рис. 4. Доля рынка электронных книг по некоторым странам мира, 2011 г., % | 12 |
Рис. 6. Уровень проникновения планшетов и ридеров в отдельных странах и по всему миру в 2010 г., прогноз на 2012 г, % | 13 |
Рис. 7. Мировой объем продаж ридеров, 2008-2015F, млн. шт. и % | 13 |
Рис. 8. Мировой объем продаж iPad от Apple, 2010-2011 гг. млн. штук | 14 |
Рис. 9. Мировые продажи iPad от Apple, 3 кв. 2010 г. - 1 кв. 2012 гг., $млн. | 14 |
Рис. 10. Доля iPad в структуре мировых продаж планшетов, поквартальная динамика, 2010-2011, % | 15 |
Рис. 11. Доля электронных книг в структуре рынка цифрового контента США, %, 2011 г. | 16 |
Рис. 12. Структура рынка электронных книг стран Северной Америки, 2011 г., % | 16 |
Рис. 13. Динамика доли электронных книг в структуре книжного рынка США, % | 17 |
Рис. 14. Динамика продаж электронных книг в США, 2002-2011 гг. | 18 |
Рис. 15. Структура продаж интернет-магазина «Amazon.com» в региональном разрезе, 2012 г., % | 19 |
Рис. 16. Уровень проникновения электронных устройств в США, % , 2010-2011 гг. | 21 |
Рис. 17. Опрос населения США: «Воспользуетесь ли Вы преимуществами e-readers, iPad, Nook, для того чтобы читать книги?», %, 2010-2012 гг. | 22 |
Рис. 18. Структура рынка электронных книг стран Европы, 2011 г., % | 23 |
Рис. 19. Доля электронных книг в структуре рынка цифрового контента в Великобритании, %, 2011 г. | 24 |
Рис. 20. Уровень проникновения электронных устройств в Великобритании, %, 2011 г. | 25 |
Рис. 21. Опрос населения Германии: «Как вы думаете, какими будут книги для чтения в Германии через 10 лет?», %, 2011 г. | 26 |
Рис. 22. Опрос населения Германии: «Через какие порталы вы приобретаете электронные книги?», январь 2011 г. | 27 |
Рис. 23. Ценовая сегментация электронных книг на платформе Libreka (Германия), в евро и %, 2012 г. | 28 |
Рис. 24. Количество пользователей e-reader's в Германии, январь 2011-январь 2012 гг., в тыс. чел. | 29 |
Рис. 25. Основные игроки рынка устройств для чтения e-books в Германии, 2011 г., % | 30 |
Рис. 26. Структура итальянского книжного рынка по игрокам, %, 2011 г. | 33 |
Рис. 27. Доля электронных книг в структуре рынков цифрового контента Японии, %, 2011 г. | 35 |
Рис. 28. Структура рынка электронных книг стран Азии, 2011 г., % | 35 |
Рис. 29. Количество интернет-пользователей в Китае, 2002-2015F, млн. чел. и % | 36 |
Рис. 30. Основные интернет-ритейлеры в Китае, 2011 г. | 37 |
Рис. 31. Объем продаж букридеров в Китае, 2010-2011 г., поквартальная динамика, в тыс. шт. и % | 38 |
Рис. 32. Рыночные доли лидеров рынка букридеров в Китае, 2011 г., % | 38 |
Рис. 33. Динамика российского рынка цифрового контента до 2012 г.(F), $млрд. и % | 39 |
Рис. 34. Доля электронных книг в структуре рынка цифрового контента в России, 2011 г., % | 40 |
Рис. 35. Количество пользователей Интернет в России и странах Западной Европы, 2011 г. тыс. чел. | 40 |
Рис. 36. Популярные интернет-практики у российской интернет-аудитории, 2012 г, % | 42 |
Рис. 37. Уровень проникновения мобильного интернета в РФ в зависимости местности, 2011 г. | 43 |
Рис. 38. Наиболее покупаемые товары в Интернете у российских потребителей, %, 2011 г. | 43 |
Рис. 39. Динамика российского книжного рынка, 2003-2011 гг, млрд. руб. и % | 46 |
Рис. 40. Динамика российского книгопечатного производства, тыс. экз. и %, 2004-2011 гг. | 46 |
Рис. 41. Динамика числа розничных книготорговых точек в РФ, тыс. и %, 2006-2011 гг. | 47 |
Рис. 42. Объем рынка электронных книг в РФ до 2012 г., $млн. и % | 48 |
Рис. 43. Структура цены на печатную книгу, % | 49 |
Рис. 44. Структура цены на электронную книгу*, % | 49 |
Рис. 45. Каналы продаж электронных книг издателями в Москве и Санкт-Петербурга, %, 2011 г. | 50 |
Рис. 46. Объем продаж букридеров в РФ 2007-2011 гг., млн. устройств | 51 |
Рис. 47. Доля проданных ридеров на базе e-ink и ридеров с TFT-дисплеями, %, 2010-2011 г. | 52 |
Рис. 48.Основные игроки рынка устройств для чтения с e-Ink экранами в РФ по объемам продаж, %, 2011 г. | 53 |
Рис. 49. Основные игроки рынка устройств для чтения с TFT-экранами в РФ по объемам продаж, %, 2011 г. | 54 |
Рис. 50. Структура российского рынка планшетов по видам, 1-е полугодие 2011 г., % | 57 |
Рис. 51. ТОП-10 лидеров российского рынка планшетов, 1-е полугодие 2011 г., % | 57 |
Рис. 52. Уровень цен на модели iPad3, 2012 год, руб. | 58 |
Рис. 53. Основные отличия планшетных компьютеров iPad2 b iPad3 | 59 |
Рис. 54. Доля электронных книг в ассортименте российских издателей в региональном разрезе, %, 2009-2011 гг. | 60 |
Рис. 55. Лидеры рынка электронных книг в РФ по объемам их продаж, % | 61 |
Рис. 56. Вопрос «Читаете ли Вы электронные книги», % | 63 |
Рис. 57. Распределение респондентов по полу, % | 63 |
Рис. 58. Возраст респондентов, % | 64 |
Рис. 59. Город проживания респондентов, % | 65 |
Рис. 60. Ежемесячный среднедушевой уровень дохода респондентов, % | 66 |
Рис. 61. Вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?», % | 67 |
Рис. 62. Вопрос «В чем преимущества электронных книг перед печатными?», % | 68 |
Рис. 63. Вопрос «Возрос ли Ваш интерес к чтению с появлением электронных книг?», % | 69 |
Рис. 64. Вопрос «Где Вы обычно загружаете электронные книги?», % | 70 |
Рис. 65. «В каких электронных библиотеках Вы обычно скачиваете электронные книги?», % | 71 |
Рис. 66. «В каких интернет-магазинах Вы чаще всего покупаете электронные книги?», % | 72 |
Рис. 67. Вопрос «Что Вас привлекает в интернет-магазине при его выборе?», % | 73 |
Рис. 68. Вопрос «Какие возможности электронной книги должны быть представлены на сайте интернет-магазина?», % | 74 |
Рис. 69. Вопрос «Книги каких жанров Вы чаще всего скачиваете?», % | 75 |
Рис. 70. Вопрос «Скачиваете ли Вы нелегальные электронные книги с пиратских сайтов?», % | 76 |
Рис. 71. Вопрос «Почему Вы пользуетесь пиратскими сайтами?», % | 77 |
Рис. 72. Вопрос «Какое устройство для чтения электронных книг Вы используете?», % | 78 |
Рис. 73. Вопрос «Какой марки у Вас ридер?», % | 79 |
Рис. 74. Вопрос «Какой планшет Вы используете для чтения электронных книг?», % | 80 |
Рис. 75. Вопрос «В каком формате Вы скачиваете электронные книги?», % | 81 |
Рис. 76. Вопрос «Скачивали ли Вы цифровые аудиокниги?», % | 82 |
Рис. 77. Вопрос «Пользовались ли Вы услугой печати-по-требованию?», % | 83 |
Рис. 78. Использование услуги «Печать-по-требованию» в зависимости от места проживания респондента | 83 |
Рис. 79. Вопрос «Какими платными услугами для скачивания мультимедийного контента Вы пользовались»?, % | 84 |
Рис. 80. Единовременная сумма трат при покупке электронных книг, % | 85 |
Рис. 81. Источники информации о книжных новинках, % | 86 |
Рис. 82. Интернет-ресурсы, служащие источником информации о книжных новинках, % | 87 |
Рис. 82. Доля цифровых аудиокниг и электронных книг в ассортименте интернет-портала www.elkniga.ru, %, 2012 г. | 99 |
Рис. 83. Динамика ассортимента книжной продукции Ozon.ru, 2007-2011 гг, в тыс. экз. и % | 104 |
Рис. 84. Динамика долей зарубежной и российской литературы в ассортименте Ozon.ru, %, 2007-2011 гг. | 105 |
Табл. 1. Уровень мировых цен на электронные книги, 2011 г., евро............................................ 12
Табл. 2. Ключевые параметры книгоиздательской индустрии США, 2011 г.................... 17
Табл. 3. Объем продаж электронных книг в США в начале 2012 г................................... 18
Табл. 4. Доли крупнейших производителей ридеров на рынке США, 2011 г.................. 21
Табл. 5. Основные показатели рынка электронных книг в Германии, 2011 г.................. 26
Табл. 6. Перечень крупнейших платформ для дистрибуции электронных книг в Германии, 2011 г. 28
Табл. 7. Ключевые показатели книжного рынка Франции................................................. 30
Табл. 8. Перечень крупнейших платформ для дистрибуции электронных книг во Франции 31
Табл. 9. Основные показатели развития рынка электронных книг в Италии................... 33
Табл. 10. Частота использования Интернета в РФ, %.......................................................... 41
Табл. 11. ТОП-5 крупнейших интернет-магазинов в РФ, 2011 г. по объемам выручки, млрд. руб. 44
Табл. 12. Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете, 2011 г..................................... 44
Табл. 13. Крупные сделки и проекты на рынке электронной коммерции в РФ, 2011-начало 2012 гг. 45
Табл. 14. Модели дистрибуции на российском рынке электронных книг........................ 49
Табл. 15. Сравнительная характеристика ридеров с TFT-экраном и e-Ink......................... 52
Табл. 16. 25 самых популярных брендов букридеров, продаваемых в России, 2011 г., % 54
Табл. 17. Основные тенденции на рынке устройств для чтения электронных книг в 2011 году 56
Табл. 18. Соотношение вопроса «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?» и местом проживания респондентов, %....................... 67
Табл. 19. Зависимость между каналом скачивания электронных книг и уровнем дохода, % 70
Табл. 20. Зависимость между скачиванием нелегальных электронных книг и местом проживания респондента, %......................................................................................................................... 76
Табл. 21. Причины использования пиратских сайтов в зависимости от регулярности скачивания, % 77
Табл. 22. Используемая марка планшетного компьютера для чтения электронных книг в зависимости от уровня ежемесячного среднедушевого дохода, %................................................................ 80
Табл. 23. Скачивание цифровых аудиокниг в зависимости от места проживания респондентов, % 82
Табл. 24. Зависимость между единовременной суммой трат на покупку электронных книг и ежемесячным среднедушевым уровнем дохода, % 85Рынок таможенных брокеров в России продолжает демонстрировать ярко выраженную региональную структуру, где Центральный федеральный округ (ЦФО) занимает лидирующие позиции. Согласно последним данным, ЦФО занимает долю порядка 63,2% на рынке, что преимущественно обусловлено регистрацией большинства таможенных представителей в Москве и Московской области.
— Как можете охарактеризовать результаты работы компании в 2023 году — первом полугодии 2024 года? Все ли поставленные цели были достигнуты? С какими сложностями вы столкнулись и как удалось их преодолеть?
Российский рынок магнезита отражает положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.