Рис. 1. Динамика объема рынка питания «вне дома» в США за 1970-2012 гг., млрд. долл. (в текущих ценах) 19
Рис. 2. Доля затрат на питание «вне дома» в структуре затрат населения США на питание, % 20
Рис. 3. Структура рынка общественного питания в США в 2011 г., % 21
Рис. 4. Динамика объема рынка питания «вне дома» в Канаде за 2010-2011 гг., млрд. долл. (в текущих ценах) 23
Рис. 5. Предпочтения жителей Канады относительно места проведения досуга с семьей и друзьями, % 24
Рис. 6. Доля затрат на питание «вне дома» ( в ресторанах) в структуре затрат населения Канады на питание, % 24
Рис. 7. Структура рынка общественного питания в Канаде в 2011 г., % 25
Рис. 8. Помесячная динамика оборота общественного питания в России за 2004-2010гг. (в ценах января 2011 года), млн. руб. 29
Рис. 9. Относительный темп прироста оборота общественного питания (в ценах января 2012 года), % к соответствующему месяцу предыдущего года 29
Рис. 10. Динамика оборота общественного питания в 2004-2012 гг., млн. руб. (в ценах января 2012 года) 30
Рис. 11. Географическая структура рынка общественного питания России по количеству сетевых точек общественного питания, I квартал 2012 года, % от общего количества сетевых заведений общественного питания 37
Рис. 12. Число новых сетевых заведений (открывшихся или ставших сетевыми) в крупнейших городах России за I квартал 2011 - I квартал 2012 года, шт. 38
Рис. 13. Динамика структуры российского рынка сетей общественного питания в зависимости от их типа за I полугодие 2008 г. - I квартал 2012 г., % 40
Рис. 14. Динамика структуры российского рынка сетей общественного питания в зависимости от их типа и количества точек за I полугодие 2008 г. - I квартал 2012 г., % 41
Рис. 15. Среднее количества точек сетей общественного питания России в зависимости от их типа (в I квартал 2011 г., I квартале 2012 г.) 41
Рис. 16. Динамика структуры российских сетей общественного питания в зависимости от места их происхождения (по количеству сетей) за I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., % 44
Рис. 17. Динамика структуры российских сетей общественного питания в зависимости от места их происхождения (по числу заведений) за I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., % 45
Рис. 18. Динамика среднего количества заведений общественного питания России в зависимости от их города происхождения сети (за I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г.), шт. 46
Рис. 19. Структура сетей общественного питания России в зависимости от формата заведений (по количеству сетей и сетевых заведений), I квартал 2012 г., % 47
Рис. 20. Среднее количество заведений сетей общественного питания России в зависимости от формата заведений по состоянию на I квартал 2012 г., шт. 48
Рис. 21. Динамика структуры рынка сетей общественного питания России в зависимости от концепций заведения (по количеству сетей) за I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., % 50
Рис. 22. Динамика структуры рынка сетей общественного питания России в зависимости от концепций заведения (по количеству сетевых заведений) за I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., % 51
Рис. 23. Количество международных сетей общественного питания, работающих на российском рынке в 1998-2012 гг., шт. 52
Рис. 24. Крупнейшие международные сети общественного питания (по количеству точек), присутствующие на российском рынке, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 55
Рис. 25. Рейтинг международных сетей общественного питания в зависимости от прироста количества заведений, отрывшихся в России за I квартал 2011 г. (или с появления сети на российском рынке) - I квартал 2012 г., шт. 56
Рис. 26. Структура иностранных компаний на российском рынке сетей общественного питания, в зависимости от страны их происхождения (на I квартал 2012 г.), % 57
Рис. 27. Структура иностранных компаний (по общему количеству заведений) на российском рынке сетей общественного питания, в зависимости от страны их происхождения (на I квартал 2012 г.), % 57
Рис. 28. Среднее количество точек иностранных сетевых компаний на российском рынке сетей общественного питания в зависимости от страны происхождения (на I квартал 2012 г.), шт. 58
Рис. 29. Доля крупнейших игроков на российском рынке общественного питания (по количеству сетевых точек), I квартал 2011 года - I квартал 2012 г.,% 61
Рис. 30. Рейтинг концепций, в которых работают крупнейшие операторы сетей общественного питания в России на I квартал 2012 г., % (доля операторов, работающих в данной концепции) 62
Рис. 31. Динамика развития некоторых сетей общественного питания (по числу точек на территории России) в 2005 - I квартал 2012 г., шт. 72
Рис. 32. Рейтинг некоторых сетей общественного питания в зависимости от прироста количества заведений, отрывшихся в России за I квартал 2011 г. (или с появления сети на российском рынке) - I квартал 2012 г., шт. 73
Рис. 33. Рейтинг некоторых сетей общественного питания в зависимости от прироста количества заведений, отрывшихся в России за I полугодие 2008 г. (или с появления сети на российском рынке) - I квартал 2011 г., шт. 74
Рис. 34. Рейтинг некоторых сетей общественного питания в зависимости от прироста количества заведений, отрывшихся в России за 2006 - I полугодие 2008 гг., шт. 75
Рис. 35. Рейтинг TOP30 сетей общественного питания по количеству городов присутствия по состоянию на I квартал 2012 г., шт. 77
Рис. 36. Рейтинг TOP30 сетей общественного питания по количеству субъектов РФ присутствия по состоянию на I квартал 2012 г., шт. 78
Рис. 37. Рейтинг TOP30 сетей общественного питания по количеству охваченных федеральных округов по состоянию на I квартал 2012 г., шт. 79
Рис. 38. Доли посетителей фаст-фуд ресторанов в разных городах России (ноябрь 2011 - апрель 2012 г.), % от опрошенных, проживающих в следующих географических зонах 81
Рис. 39. Доли посетителей фаст-фуд ресторанов в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), % от общего количества опрошенных россиян В КАЖДОМ ИЗ ГОРОДОВ 82
Рис. 40. Средние затраты опрошенных посетителей фаст-фуд ресторанов за ОДНО посещение на ОДНОГО человека в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), руб. 83
Рис. 41. Структура рынка фаст-фуда (в стоимостном выражении), % 84
Рис. 42. Географическая структура рынка сетевых фаст-фуд заведений (в том числе, помимо стационарных, имеющих и уличные киоски) по федеральным округам в I квартале 2012 г. 85
Рис. 43. Рейтинг крупнейших сетевых фаст-фуд ресторанов по количеству заведений (в том числе, помимо стационарных, имеющих и уличные киоски) на территории России в I квартале 2012 г., шт. 88
Рис. 44. Структура сетей быстрого питания, работающих на территории России, в зависимости от концепции кухни, в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых заведений 89
Рис. 45. Динамика доли посетителей заведений фаст-фуд в разных городах России ноябрь 2011 - апрель 2012 г., % от опрошенных, проживающих в следующих географических зонах 90
Рис. 46. Динамика количества точек сети «Стардог's» , расположенных в Москве и Московской области за январь 2010 г. - февраль 2011 г., шт. (% к предыдущему периоду) 90
Рис. 47. Доли посетителей заведений уличного общепита в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), % от общего количества опрошенных В КАЖДОМ ИЗ ГОРОДОВ 91
Рис. 48. Средние затраты опрошенных посетителей заведений уличного общепита за ОДНО посещение на ОДНОГО человека в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), руб. 92
Рис. 49. Структура рынка стрит-фуда (в стоимостном выражении), % 92
Рис. 50. Географическая структура рынка сетевых заведений уличного общепита (в том числе, помимо уличных киосков, имеющих и стационарные заведения) по федеральным округам в I квартале 2012 г. 93
Рис. 51. Крупнейшие сети быстрого питания, работающие в формате street-food в I квартале 2012 г., шт. 96
Рис. 52. Структура сетей в формате street-food, работающих на территории России, по специализации меню в I квартале 2012 г., % 96
Рис. 53. Географическая структура рынка сетевых заведений форматов fast-casual и free flow по федеральным округам в I квартале 2012 г. 98
Рис. 54. Крупнейшие сети ресторанов, работающие в форматах fast-casual и free flow на территории России в I квартале 2012 г., шт. 101
Рис. 55. Структура сетей в форматах fast-casual и free flow, работающих на территории России, по специализации меню в I квартале 2012 г., % 102
Рис. 56. Динамика доли посетителей ресторанов национальной кухни в разных городах России ноябрь 2011 - апрель 2012 г., % от россиян, проживающих в следующих географических зонах 103
Рис. 57. Доли посетителей ресторанов национальной кухни в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), % от общего количества опрошенных В КАЖДОЙ ИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОН 104
Рис. 58. Средние расходы посетителей ресторанов национальной кухни за ОДНО посещение на ОДНОГО человека в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), руб. 105
Рис. 59. Динамика доли посетителей пивных ресторанов в разных городах России сентябрь ноябрь 2011 - апрель 2012г., % от опрошенных россиян, проживающих в следующих географических зонах 105
Рис. 60. Доли посетителей пивных ресторанов в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), % от общего количества опрошенных В КАЖДОЙ ИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОН 106
Рис. 61. Средние расходы посетителей пивных ресторанов за ОДНО посещение на ОДНОГО человека в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), руб. 107
Рис. 62. Географическая структура рынка сетевых заведений формата casual-dining по федеральным округам в I квартале 2012 г. 108
Рис. 63. Крупнейшие сети ресторанов формата casual-dining на территории России в I квартале 2012 г., шт. 112
Рис. 64. Структура сетевых ресторанов формата casual-dining по виду, I квартал 2011 года - I квартал 2012 г., % 113
Рис. 65. «При посещении заведений общественного питания, какие напитки Вы предпочитаете покупать?», % от опрошенных посетителей демократических заведений и ресторанов fine-dining 115
Рис. 66. Динамика доли посетителей кофеен в разных городах России ноябрь 2011 - апрель 2012г., % от опрошенных, проживающих в следующих географических зонах 116
Рис. 67. Доли посетителей кофеен в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), % от общего количества опрошенных В КАЖДОЙ ИЗ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОН 117
Рис. 68. Средние расходы посетителей кофеин за ОДНО посещение на ОДНОГО человека в основных географических зонах России за последние полгода (ноябрь 2011 - апрель 2012), руб. 117
Рис. 69. Структура рынка кофеен и кафе-кондитерских (в стоимостном выражении), % 118
Рис. 70. Географическая структура рынка сетевых кофеен и кафе-кондитерских по федеральным округам в I квартале 2012 г. 119
Рис. 71. Доли сетей кофеен, работающих на территории России, в зависимости от количества их заведений, расположенных на территории России в I квартале 2012 г., % 122
Рис. 72. Крупнейшие сети кофеен, работающие на территории России в I квартале 2012 г., шт. 123
Рис. 73. Динамика объема продаж компании ООО «Эль Гаучо» в 2006-2010 гг., тыс. руб. 124
Рис. 74. Динамика прибыли компании ООО «Эль Гаучо» в 2006-2010 гг., тыс. руб. 125
Рис. 75. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда Вы предпочитаете покупать?», % от россиян, посещавших заведения уличного общепита и фаст-фуд рестораны 126
Рис. 76. «При посещении заведений общественного питания, какие блюда Вы предпочитаете покупать?», % от россиян, посещавших заведения уличного общепита и фаст-фуд рестораны 127
Рис. 77. Крупнейшие сети пиццерий, работающих на территории России в I квартале 2012 г., шт. 129
Рис. 78. Доли сетей пиццерий, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых пиццерий в России 130
Рис. 79. Крупнейшие сети блинных, работающие на территории России в I квартале 2012 г., шт. 132
Рис. 80. Доли сетей блинных, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых блинных в России 132
Рис. 81. Доли сетей пивных ресторанов, баров/пабов, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 135
Рис. 82. Крупнейшие сети пивных ресторанов, баров/пабов, работающих на территории России в I квартале 2012 г., шт. 136
Рис. 83. Крупнейшие сети бургерной / бутербродной концепции, работающих на территории России в I квартале 2012 г., шт. 138
Рис. 84. Доли сетей бургерной / бутербродной концепции, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 138
Рис. 85. Крупнейшие сети куриной концепции, работающих на территории России в I квартале 2012 г., шт. 140
Рис. 86. Доли сетей куриной концепции, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 141
Рис. 87. Крупнейшие сети кафе-кондитерских, работающих на территории России в I квартале 2012 г., шт. 143
Рис. 88. Доли сетей кафе-кондитерских и пекарен, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 143
Рис. 89. Доли сетей кафе-мороженых, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 145
Рис. 90. Доли сетей пельменных, работающих на территории России в I квартале 2012 г., % от общего количества сетевых точек данного сегмента в России 146
Рис. 91. Динамика потребления рыбы и рыбопродуктов в России в 2005-2010 гг., кг. на 1 душу населения в год 149
Рис. 92. Распределение объектов франчайзинга по отраслям в США (в 2009 году) и в России (в 2010 году), % 158
Рис. 93. Структура сетевых франчайзинговых заведений общественного питания в зависимости от их формата в I квартале 2012 г., % 160
Рис. 94. Доли франчайзинговых предприятий в зависимости от формата сети общественного питания в I квартале 2012 г., шт. 160
Рис. 95. Динамика оборота общественного питания в ЦФО за 2000-2010 гг., млн. руб. 164
Рис. 96. Количество сетевых заведений, действующих в городах Центрального федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011г., I квартал 2012 г., шт. 166
Рис. 97. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Центрального федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 167
Рис. 98. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Центрального федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 169
Рис. 99. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в ЦФО 170
Рис. 100. Динамика оборота общественного питания в СЗФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 172
Рис. 101. Количество сетевых заведений, действующих в городах Северо-Западного федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, , I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 174
Рис. 102. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Северо-Западного федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 175
Рис. 103. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Северо-Западного федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 176
Рис. 104. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в СЗФО 177
Рис. 105. Динамика оборота общественного питания в ПФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 180
Рис. 106. Количество сетевых заведений, действующих в городах Приволжского федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 182
Рис. 107. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Приволжского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 183
Рис. 108. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Приволжского федерального округа, I квартал 2012 г., шт. 184
Рис. 109. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в ПФО 186
Рис. 110. Динамика оборота общественного питания в УФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 188
Рис. 111. Количество сетевых заведений, действующих в городах Уральского федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 190
Рис. 112. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Уральского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 191
Рис. 113. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Уральского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 192
Рис. 114. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в УФО 193
Рис. 115. Динамика оборота общественного питания в СФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 196
Рис. 116. Количество сетевых заведений, действующих в городах Сибирского федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 198
Рис. 117. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Сибирского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 199
Рис. 118. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Сибирского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 200
Рис. 119. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в СФО 201
Рис. 120. Динамика оборота общественного питания в СКФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 203
Рис. 121. Количество сетевых заведений, действующих в городах Северокавказского федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 205
Рис. 122. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Северокавказского федерального округа, I квартал 2012 г., шт. 206
Рис. 123. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Северокавказского федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 207
Рис. 124. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в СКФО 208
Рис. 125. Динамика оборота общественного питания в ДФО за 2000-2009 гг., млн. руб. 210
Рис. 126. Количество сетевых заведений, действующих в городах Дальневосточного федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 212
Рис. 127. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Дальневосточного федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 213
Рис. 128. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Дальневосточного федерального округа, I квартал 2012 г., шт. 214
Рис. 129. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в ДФО 215
Рис. 130. Динамика оборота общественного питания в ЮФО (по 6 регионам) за 2000-2009 гг., млн. руб. 217
Рис. 131. Количество сетевых заведений, действующих в городах Южного федерального округа с численностью населения более 100 тыс. человек, I квартал 2011 г. - I квартал 2012 г., шт. 219
Рис. 132. Представленность сетевых заведений общественного питания в субъектах Южного федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 220
Рис. 133. Представленность сетевых заведений общественного питания в городах Южного федерального округа, I квартал 2012 г., шт., % 221
Рис. 134. Структура рынка сетей общественного питания в зависимости от формата заведений, I квартал 2012 г., % от общего количества сетевых заведений, расположенных в ЮФО 222