Одна из ярких особенностей сегмента рынка, на котором происходит реализация экологически чистой продукции, заключается в том, что этот рыночный сегмент не испытывает спадов или стремительных сокращений даже в условиях кризиса, напротив - в любое время и при любых условиях он динамично развивается. В 2008-2009 годах на рынке экологически чистой продукции произошло лишь сокращение годовых темпов роста, которые составили на тот момент 10-12% против 20-35%, наблюдавшихся в 2006-2007 годах.
Недавно (примерно в период 5-7 последних лет) производство экологически чистой продукции стало новой сельскохозяйственной отраслью европейских стран. Экологически чистая продукция в этих странах получила массовое распространение.
Развитие всеобщего мирового рынка био-продукции происходит неравномерно, так как для каждой отдельно взятой страны характерны свои особенности формирования и развития данного рынка. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в следующих промышленно-развитых странах: Япония, Канада, Австралия и США. Ускорение темпов развития в этих странах происходило в 80-х годах прошлого столетия.
За несколько лет странами Европы был накоплен опыт, который заключался в формировании методов ведения экологического сельского хозяйства, а также в сертифицировании продукции согласно установленным мировым стандартам. Этот опыт был успешно перенят странами бывшего СССР и большинством стран Восточной Европы, что позволило им встать на путь перехода к производству экологически чистой продукции. На сегодняшний день в России рынок экологически чистой натуральной продукции является перспективным и имеющим огромные потенциальные возможности.
Исследование «Рынок био-продукции» в первую очередь будет интересно компаниям-импортерам продовольствия, а также тем компаниям, которые занимаются экспортом морской рыбы, зерновых, дикоросов или осуществляют сельскохозяйственные работы. Эти исследования необходимы тем, кто занимается выработкой нормативной базы. Работа «Рынок био-продукции» непременно привлечет внимание тех, кто может расширять ассортимент био-продуктов, ввозимых на российский рынок.
Сейчас российский рынок экологической продукции не является насыщенным, поэтому его потенциал не реализован. Для России наиболее перспективно направление рынка био-продукции, связанное с зерновыми культурами. Например, в 2008-2009 сельскохозяйственном году наша страна осуществила поставку свыше 18-19 млн. тонн пшеницы на мировой рынок, при этом заняв 4 место в мире по показателям экспорта данного товара.
Для России другими направлениями экологического экспорта, имеющими хорошие перспективы дальнейшего развития, могут стать экспорт рыбы, морепродуктов, продуктов дикоросов (ягоды, грибы, орехи, травы, мед и т.п.). Именно эти направления могут успешно развиться благодаря богатой сырьевой базе. В том разделе исследования «Рынок био-продукции», где рассматриваются факторы развития био-рынка России (повышение самообеспеченности, диверсификация импорта био-товаров, специфика формирования соответствующей нормативной базы, связанной с экологическим сельским хозяйством) можно ознакомиться с особенностями развития рынка био-продукции.
Исследование «Рынок био-продукции» является полезным для руководителей российских сельскохозяйственных предприятий, которые осуществляют свою деятельность на внешних рынках либо только планируют выйти на них. Материал исследования содержит в себе информацию о сертификации, соответствующей директивам Европейского Союза.
Полное оглавление |
|
Аннотация | 3 |
Полное оглавление | 5 |
Список диаграмм | 6 |
Список таблиц | 7 |
Резюме | 8 |
Понятия экологического сельского хозяйства и био-продукции в странах ЕС. | 11 |
Тенденции развития современного аграрного био-производства, его регулировани в странах Европы | 14 |
Экономические показатели деятельности экологических и обычных сельских хозяйств | 18 |
Меры по регулированию экологического сельского хозяйства | 19 |
Роль национальных ассоциаций экологических агропроизводителей | 22 |
Сертифицирование импорта био-продукции | 26 |
Роль Международной федерации движения органического сельского хозяйства | 28 |
Отношение потребителей к био-продукции | 30 |
Состояние европейского рынка био-продукции: емкость, расходы потребителей, сдвиги в ассортименте и системе сбыта | 33 |
Емкость европейского рынка | 33 |
Структура био-прозводства, сдвиги в ассортименте био-продукции на рынке ФРГ | 36 |
Изменения в системе розничной торговли био-продуктами | 41 |
Новинки ассортимента био-продукции по основным группам товаров повседневного спроса | 46 |
Био-молочные продукты | 49 |
Био-сыры | 51 |
Растительные био-масла | 53 |
Сухие био-завтраки, био-супы, био-соусы | 54 |
Био-чай, био-кофе, био-шоколад | 57 |
Розничные цены на био-продукцию в странах Западной Европы, фирмы-поставщики для дискаунтеров и специализированных магазинов Реформхаус | 59 |
Потенциал развития рынка био-продукции в России: основные факторы развития внутреннего рынка и возможности роста экспортных поставок агросырья для био-производства. | 63 |
Приложения | 70 |
Дополнительные источники информации | 89 |
Список диаграмм |
|
Диаграмма 1. Логотип экологического производства в Европейском Союзе | 12 |
Диаграмма 2. Био-логотипы, которые наносятся на маркировку био-продукции на внутренних рынках стран Европы | 25 |
Диаграмма 3. Стоимость оборота рынка биопродуктов в странах Европы в 2007-2008гг., млн. евро | 34 |
Диаграмма 4. Доля рынка био-продуктов в странах Европы в 2004-2008гг., в % к общему обороту рынка продовольствия | 35 |
Диаграмма 5. Расходы на био-продукты питания в странах Западной Европы | 36 |
Диаграмма 6. Структура предложения продуктов, имеющих логотип БИО в 2007-2009гг., % от общего числа био-продуктов | 38 |
Диаграмма 7. Число новых компаний-поставщиков, получивших логотип БИО за период с конца 2007 по апрель 2009г | 39 |
Диаграмма 8. Каналы сбыта био-продуктов питания, млн. евро | 42 |
Диаграмма 9. Максимальная наценка на расфасованные био-продукты к розничным ценам в 2008 г.,% | 60 |
Диаграмма 10. Поставки зерновых из России и других стран Восточной Европы в Италию, Испанию, Грецию в 2008г., тыс. т. | 66 |
Диаграмма 11. Рост поставок зерновых в ФРГ из стран Восточной Европы | 67 |
Диаграмма 12. Дисло экологических аграрных предприятий в странах Западной Европы в 2001-2008гг., тыс. | 70 |
Диаграмма 13. Число экологических аграрных предприятий в стра Восточной Европы в 2001-2008гг., тыс. | 71 |
Диаграмма 14. Рост био-площадей в странах Западной Европы в 2001-2008гг., тыс. га | 72 |
Диаграмма 15. Рост био-площадей в странах Восточной Европы в 2001-2008гг., тыс. га | 73 |
Диаграмма 16. Доля био-площадей в странах Европы в 2007-2008гг., в % от общих с/х площадей | 74 |
Диаграмма 17. Средняя площадь экологических аграрных хозяйств в 2001-2008гг., га | 75 |
Диаграмма 18. Доля био-пашни в странах Европы по состоянию на 01.01.2008г., в % к био-площадям | 76 |
Диаграмма 19. Био-площади под зерновыми культурами в странах Европы на 01.01. 2008г, тыс. га | 77 |
Диаграмма 20. Доля био-пашни под зерновыми культурами в странах Европы на 01.01. 2008г, в % к био-площадям | 78 |
Диаграмма 21. Доля био-пастбищ в странах Европы по состоянию на 01.01.2008г., в % к био-площадям | 79 |
Диаграмма 22. Поголовье животных и птицы в экологических хозяйствах ФРГ в 2001-2008гг., тыс. голов | 79 |
Диаграмма 23. Структура доходов от продажи био-сельхозпродукции по состоянию на 01.01.2008г., млн. евро | 80 |
Диаграмма 24. Структура био-площадей в Украине, в 2007-2008гг., га | 81 |
Список таблиц |
|
Табл. 1. Структура био-площадей в Европе, по состоянию на 01.01 2008г. | 14 |
Табл. 2. Сравнение деятельности экологических и обычных агрохозяйств в 2007 финансовом году | 18 |
Табл. 3. Субсидии на экологическое агропроизводство в странах ЕС | 20 |
Табл. 4. Роль ассоциаций экологических агропроизводителей в 2004г. и 2008г. | 22 |
Табл. 5. Наименование коллекций био-ассортимента отдельных розничных сетей в 2009г. | 42 |
Табл. 6. Рост сети филиалов 10 крупнейших био-супермаркетов в 2009г. | 44 |
Табл. 7. Био-гастрономия | 47 |
Табл. 8. Био-молоко и молочные продукты | 50 |
Табл. 9. Био-сыры | 52 |
Табл. 10. Био-растительные масла, маргарин | 53 |
Табл. 11. Био-завтраки, изделия из теста, супы, соусы | 55 |
Табл. 12. Био-чай, кофе, шоколад | 57 |
Табл. 13. Сравнение розничных цен на био-продукты в 2008-2009гг. в разных каналах сбыта, евро | 60 |
Табл. 14. Поставщики био-продуктов для дискаунтеров и специализированных био-магазинов | 61 |
Табл. 15. Российские предприятия и организации, занятые в сфере экологического сельского хозяйства и на рынкe био-продукции | 68 |
Табл. 16. Европейские компании-производители новинок био-продукции | 81 |
За последние четыре года рынок доставки суши и роллов в России стремительно развивался, увеличившись с 56,2 млрд рублей в 2019 году до 225,7 млрд рублей в 2023 году.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что по итогам 2023 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил чуть более 100 млрд. руб. Таким образом, объем российского рынка бизнес-авиации в 2023 г. увеличился на 27,6% по отношению к аналогичному показателю годом ранее. Для сравнения с ситуацией 2018 г. в 2023 г. показатель вырос в три раза. Причем, в структуре объема российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке основных участников доля компаний-эксплуатантов составляет 95,1%, а авиаброкеров – всего 4,9%.
Потребление медицинских шприцев на душу населения в России демонстрирует положительную динамику, несмотря на некоторые колебания.