Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» касается проблематики развития рынка российской парфюмерии и косметики в период с декабря 2008 года по апрель 2009 года. Данное исследование также включает в себя анализ покупательских предпочтений, которые не могли остаться неизменными в кризисных условиях. Товары парфюмерии и косметики относятся к непродовольственным, поэтому их уровень спроса является сильно подверженным кризисным условиям.
В частности материалы исследования «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» свидетельствуют о том, что при наступлении кризиса, российские потребители стали значительно меньше расходовать средств на приобретение товаров парфюмерии и косметики. Экономия заключается в уменьшении частоты и количества покупок (продукции того же производителя), приобретении более дешевых товаров или закупки впрок, приобретении товаров в тех каналах продаж, где установлена минимальная цена. Крайним методом экономии является отказ от покупки продукции данной категории.
Снижение спроса на товары парфюмерии и косметики приводит к необходимости проведения политики снижения цен, но это становится практически невозможным, когда товары являются импортными или изготавливаются из импортного сырья. Розничный рост цен на товары парфюмерии и косметики, наблюдавшийся с самого начала кризиса, привел к еще большему снижению потребительской активности в соответствующем сегменте рынка.
Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса», позволившее получить общее представление о состоянии российского рынка продукции косметики и парфюмерии, проводилось с апреля по июнь 2009 года. Исследование было основано на следующих методах исследования:
При составлении общего обзора рынка была сформулирована классификация каналов, форматов реализации парфюмерных и косметических товаров. Дополнительно в исследовании были составлены среднесрочные прогнозы в отношении дальнейшего развития российского рынка. Благодаря обзору всемирной торговой сети продукции косметики и парфюмерии, становится возможным провести сопоставление показателей развития российского рынка с показателями развития рынков других стран. Сопоставление позволяет сформулировать некоторые прогнозы в отношении развития российского рынка, но по принципу аналогии.
Маркетинговое исследование «Российский парфюмерно-косметический ритейл в условиях кризиса» содержит в себе информацию об особенностях регионального развития российского рынка товаров парфюмерии и косметики, то есть в исследовании выделены наиболее значимые участники этого рынка, а также составлено представление о степени освоения конкретного региона. В отношении крупнейших операторов, занимающихся розничной торговлей товарами парфюмерии и косметики, приводятся профили. Профили включают контактную информацию, общее описание компании, данные о руководстве компании, о планах и главных направлениях развития, также размещается динамика основных экономических показателей компании.
Аннотация |
| 3 | |
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм |
| 6 | |
Список таблиц |
| 8 | |
Состояние мирового и европейского розничного рынка парфюмерии и косметики | 10 | ||
| Макроэкономические показатели мировой экономики | 10 | |
| Тенденции мирового и европейского розничного рынка парфюмерии и косметики | 11 | |
| Участники европейского парфюмерно-косметического рынка | 17 | |
Российский парфюмерно-косметический рынок: объем, сегментация, тенденции развития | 26 | ||
| Макроэкономические показатели российской экономики | 26 | |
| Актуальная ситуация на парфюмерно-косметическом рынке РФ | 31 | |
| Изменение потребления парфюмерии и косметики в условиях кризиса | 35 | |
| Сегментация парфюмерно-косметического рынка | 41 | |
|
| Тенденции развития сегментов парфюмерно-косметического рынка | 43 |
Крупнейшие компании парфюмерно-косметического ритейла РФ: тенденции и перспективы развития | 46 | ||
| Антикризисные меры парфюмерно-косметических сетей | 51 | |
| Консолидация парфюмерно-косметической розницы, сделки M&A | 52 | |
Каналы продаж и форматы торговли парфюмерно-косметической продукцией | 55 | ||
| Тенденции потребления селективной продукции | 60 | |
| Специализированные магазины / розничные парфюмерно-косметические сети | 60 | |
| Универмаги (Department Store) / продуктовые супермаркеты, гипермаркеты | 62 | |
| Прямые продажи / продажи по каталогам | 62 | |
| Аптеки |
| 65 |
| Дрогери |
| 71 |
| Электронные продажи | 74 | |
| Открытые рынки | 75 | |
Развитие парфюмерно-косметических сетей в регионах России | 76 | ||
| Макроэкономические показатели развития федеральных округов России в 2008 г. | 76 | |
| Тенденции развития парфюмерно-косметического ритейла в регионах РФ | 81 | |
| Центральный Федеральный округ | 84 | |
|
| Макроэкономическая ситуация | 84 |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ЦФО | 86 |
| Северо-Западный Федеральный округ | 95 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в СЗФО | 97 |
| Южный Федеральный округ | 104 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ЮФО | 106 |
| Приволжский Федеральный округ | 112 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ПФО | 115 |
| Уральский Федеральный округ | 124 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в УрФО | 126 |
| Сибирский Федеральный округ | 131 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в СФО | 134 |
| Дальневосточный Федеральный округ | 141 | |
|
| Развитие парфюмерно-косметического ритейла в ДВФО | 142 |
Профили участников рынка | 146 | ||
| ILE DE BEAUTE | 146 | |
|
| Основные показатели | 146 |
|
| Финансовые показатели | 149 |
|
| История компании | 150 |
|
| Основные направления развития и планы | 150 |
|
| Акционеры и правление | 153 |
|
| Контактная информация | 153 |
| Douglas |
| 153 |
|
| Основные показатели | 153 |
|
| Финансовые показатели | 155 |
|
| История компании | 155 |
|
| Основные направления развития и планы | 155 |
|
| Акционеры и правление | 156 |
|
| Контактная информация | 156 |
| Косметичка |
| 157 |
|
| Основные показатели | 157 |
|
| Финансовые показатели | 158 |
|
| История компании | 158 |
|
| Основные направления развития и планы | 158 |
|
| Акционеры и правление | 158 |
|
| Контактная информация | 158 |
| Л'Этуаль, Sephora | 159 | |
|
| Основные показатели | 159 |
|
| Финансовые показатели | 165 |
|
| История компании | 165 |
|
| Основные направления развития и планы | 166 |
|
| Акционеры и правление | 168 |
|
| Контактная информация | 168 |
| РИВ ГОШ |
| 168 |
|
| Основные показатели | 168 |
|
| Финансовые показатели | 171 |
|
| Основные направления развития и планы | 171 |
|
| Акционеры и правление | 172 |
|
| Контактная информация | 172 |
| Ол!Гуд |
| 173 |
|
| Основные показатели | 173 |
|
| Финансовые показатели | 175 |
|
| История компании | 175 |
|
| Основные направления развития и планы | 175 |
|
| Акционеры и правление | 176 |
|
| Контактная информация | 176 |
| Подружка |
| 177 |
|
| Основные показатели | 177 |
|
| Финансовые показатели | 178 |
|
| История компании | 178 |
|
| Основные направления развития и планы | 178 |
|
| Акционеры и правление | 179 |
|
| Контактная информация | 179 |
| Улыбка радуги | 179 | |
|
| Основные показатели | 179 |
|
| Финансовые показатели | 180 |
|
| История компании | 180 |
|
| Основные направления развития и планы | 180 |
|
| Акционеры и правление | 181 |
|
| Контактная информация | 181 |
| Lush |
| 182 |
|
| Основные показатели | 182 |
|
| Финансовые показатели | 183 |
|
| Основные направления развития и планы | 183 |
|
| Акционеры и правление | 184 |
|
| Контактная информация | 184 |
| L'Occitane |
| 185 |
|
| Основные показатели | 185 |
|
| Финансовые показатели | 186 |
|
| Основные направления развития и планы | 186 |
|
| Акционеры и правление | 186 |
|
| Контактная информация | 186 |
Рис. 1. Динамика мировой экономики в 2007-2010 гг., %.................................................. 10
Рис. 2. Динамика мирового экспорта, 2006-2009 гг., %....................................................... 11
Рис. 3. Объем парфюмерно-косметического рынка стран Европы в 2007 г., € млрд.. 12
Рис. 4. Рост выручки компании LVMH от продажи парфюмерно-косметической продукции, 2005-2008 гг., € млрд....................................................................................................................... 18
Рис. 5. Динамика оборота Parfumerie Douglas, € млрд, 2003/04-2007/08 гг.................. 19
Рис. 6. Номинальный объем ВВП РФ, млрд руб., 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г..... 28
Рис. 7. Сравнение реальных темпов роста основных индикаторов, %, 2000-2008 гг., прогноз на 2009-2010 гг............................................................................................................................ 29
Рис. 8. Динамика объема российского парфюмерно-косметического рынка (без учета нелегального импорта) 2001-2009 гг., $ млрд.......................................................................................... 32
Рис. 9. Структура продаж парфюмерно-косметических товаров - распределение по каналам продаж, 2008 г........................................................................................................................ 34
Рис. 10. Доля изменивших потребление непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров............................................................................................................ 36
Рис. 11. Доля отказавшихся от покупки товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров 38
Рис. 12. Доля сокративших объем/частоту покупки непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров....................................................................................................... 39
Рис. 13. Доля перешедших на более дешевые марки товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................... 39
Рис. 14. Доля покупающих товарs FMCG впрок/большими упаковками под влиянием кризиса в апреле 2009 г./декабре 2008 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................... 40
Рис. 15. Доля поменявших место покупки непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса в апреле 2009 г. по сравнению с докризисным периодом, % от покупателей товаров.................................................................................................................................................... 40
Рис. 16. Доли в стоимостном выражении ведущих производителей парфюмерии и косметики, I кв. 2009 г........................................................................................................................................ 44
Рис. 17. Структура сегментов парфюмерно-косметического рынка РФ в совокупном объеме продаж, %, 2008 г................................................................................................................... 44
Рис. 18. Прирост числа магазинов крупных операторов парфюмерно-косметической розницы в 2008 г. в сравнении с 2007 г., %........................................................................................ 48
Рис. 19. Динамика структуры каналов продаж парфюмерно-косметической продукции (доля в совокупном объеме рынка в стоимостном выражении), 2007-2008 гг., %............. 58
Рис. 20. Места покупки парфюмерии: опрос РБК, июнь 2009 г., % от опрошенных.... 58
Рис. 21. Крупнейшие компании, осуществляющих прямые продажи косметики и парфюмерии, в общем объеме прямых продаж косметики и парфюмерии ыв России, %, 2008 г. 63
Рис. 22. Динамика объема продаж косметической продукции через аптеки в РФ в розничных ценах, 2005-2008 гг., $ млн.................................................................................................. 67
Рис. 23. Структура продаж косметики через аптеки - распределение по типам, 2008 г. 68
Рис. 24. Доли оборота розничной торговли федеральных округов РФ, 2008 г............ 77
Рис. 25. Денежные доходы на душу населения по федеральным округам, 2007 г.... 78
Рис. 26. Распределение сетевых парфюмерно-косметических магазинов (включая дрогери) по федеральным округам РФ, 2009 г..................................................................................... 82
Рис. 27. Количество сетевых парфюмерно-косметических магазинов (включая дрогери) в крупных городах РФ, май-июнь 2009 г............................................................................................. 83
Рис. 28. Насыщенность рынков крупных городов РФ сетевыми парфюмерно-косметическими магазинами (количество магазинов, принадлежащих сетям, на 100 тыс. человек населения), 2007-2008 гг............................................................................................................................ 84
Рис. 29. Динамика номинального оборота розничной торговли Центрального Федерального округа 2001-2008 гг............................................................................................................................ 85
Рис. 30. Динамика номинального оборота розничной торговли Москвы 2001-2008 гг. 86
Рис. 31. Динамика номинального оборота розничной торговли Северо-Западного Федерального округа, 2001-2008 гг.............................................................................................................. 96
Рис. 32. Динамика номинального оборота розничной торговли Санкт-Петербурга, 2001-2008 гг..................................................................................................................................................... 97
Рис. 33. Динамика номинального оборота розничной торговли Южного Федерального округа 2001-2008 гг.................................................................................................................................... 104
Рис. 34. Динамика оборота розничной торговли Ростовской области 2001-2007 гг. 106
Рис. 35. Динамика номинального оборота розничной торговли Приволжского Федерального округа 2001-2007 гг.......................................................................................................................... 113
Рис. 36. Динамика оборота розничной торговли Нижегородской области 2001-2008 гг. 114
Рис. 37. Динамика оборота розничной торговли Самарской области 2001-2007 гг. 114
Рис. 38. Динамика номинального оборота розничной торговли Уральского Федерального округа 2001-2008 гг.......................................................................................................................... 125
Рис. 39. Динамика номинального оборота розничной торговли Свердловской области 2001-2008 гг.............................................................................................................................................. 126
Рис. 40. Динамика номинального оборота розничной торговли Сибирского Федерального округа 2001-2008 гг.......................................................................................................................... 132
Рис. 41. Динамика номинального оборота розничной торговли Новосибирской области 2001-2008 гг.............................................................................................................................................. 134
Рис. 42. Динамика номинального оборота розничной торговли Дальневосточного Федерального округа 2001-2008 гг............................................................................................................. 142
Табл. 1. Показатели работы парфюмерно-косметической сети Douglas в странах присутствия, 2007/2008 гг............................................................................................................................. 20
Табл. 2. Международные операторы и их основные сети парфюмерно-косметической продукции, 2008 г........................................................................................................................................ 24
Табл. 3. Макроэкономические показатели РФ за первый квартал 2009 г., % к аналогичному периоду 2008 г........................................................................................................................................ 27
Табл. 4. Среднегодовые курсы валют, 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г......................... 27
Табл. 5. Темпы изменения реальных располагаемых доходов населения, в % к предыдущему году, 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г......................................................................................... 29
Табл. 6. Номинально начисленная среднемесячная заработная плата (руб.) и темпы прироста реальной заработной платы (%), 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г........................... 29
Табл. 7. Global Retail Development Index 2009....................................................................... 30
Табл. 8 Потребление косметики, товаров по уходу за собой и парфюмерии FMCG, % от общего количества опрошенных..................................................................................................... 35
Табл. 9 Темпы прироста доли изменивших потребление непродовольственных товаров FMCG под воздействием кризиса в апреле 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г., %..... 36
Табл. 10 Классификация непродовольственных товаров FMCG по уровню потребления в условиях кризиса..................................................................................................................................... 37
Табл. 11 Изменение потребления непродовольственных товаров FMCG под влиянием кризиса, % от пользователей/покупателей товаров......................................................................... 37
Табл. 12. Классификация сегментов парфюмерно-косметического рынка................... 41
Табл. 13. Ведущие парфюмерно-косметические сети РФ.................................................. 47
Табл. 14. Рейтинг локальных сетей по количеству магазинов (не менее 5 ед.), март 2009 г., ед..................................................................................................................................................... 49
Табл. 15. Условия франшиз ряда парфюмерно-косметических сетей........................... 51
Табл. 16. Сделки на парфюмерно-косметическом розничном рынке России, 2005-2008 гг. 53
Табл. 17. Основные каналы розничной продажи парфюмерно-косметической продукции, представленные на российском рынке........................................................................... 56
Табл. 18. Форматы розничной торговли парфюмерно-косметическими продуктами. 61
Табл. 19. Сегментация аптечного ассортимента, 2008 г..................................................... 66
Табл. 20. Доля нелекарственного ассортимента в продажах TOP25 аптечных сетей, 2008 г., % от общего объема продаж в денежном выражении......................................................... 67
Табл. 21. Топ-10 брендов в общем объеме продаж селективной косметики в аптеках, 2008 г., %.................................................................................................................................................... 68
Табл. 22. Топ-10 брендов в общем объеме продаж лечебной косметики в аптеках, 2008 г., % 69
Табл. 23. Топ-10 брендов в общем объеме продаж косметики mass-market в аптеках, 2008 г., %.................................................................................................................................................... 70
Табл. 24. Ведущие сети формата "дрогери".......................................................................... 72
Табл. 25. Оборот розничной торговли в регионах РФ, 2008 г............................................ 77
Табл. 26. Денежные доходы в расчете на душу населения в регионах РФ, 2007 г..... 78
Табл. 27. Оборот розничной торговли по регионам ЦФО, 2008 г..................................... 85
Табл. 28. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Центрального Федерального округа............................................................................................................ 86
Табл. 29. Рейтинг регионов ЦФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г........................................................................................................................................ 88
Табл. 30. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ЦФО, 2009 г.. 89
Табл. 31. Оборот розничной торговли по регионам СЗФО, 2008 г................................... 96
Табл. 32. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Северо-Западного Федерального округа............................................................................................................ 97
Табл. 33. Рейтинг регионов СЗФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г........................................................................................................................................ 98
Табл. 34. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах СЗФО, 2009 г. 100
Табл. 35. Оборот розничной торговли по регионам ЮФО, 2008 г.................................. 104
Табл. 36. Денежные доходы на душу населения в ЮФО, январь-март 2009 г............ 105
Табл. 37. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Южного Федерального округа..................................................................................................................................... 106
Табл. 38. Рейтинг регионов ЮФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 107
Табл. 39. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ЮФО, 2009 г. 109
Табл. 40. Оборот розничной торговли по регионам ПФО, 2008 г................................... 113
Табл. 41. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Приволжского Федерального округа.......................................................................................................... 115
Табл. 42. Рейтинг регионов ПФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 116
Табл. 43. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ПФО, 2009 г. 120
Табл. 44. Оборот розничной торговли по регионам УрФО, 2008 г................................. 125
Табл. 45. Денежные доходы на душу населения по регионам УрФО, 2008 г.............. 125
Табл. 46. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Уральского Федерального округа..................................................................................................................................... 126
Табл. 47. Рейтинг регионов УрФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 127
Табл. 48. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах УрФО, 2009 г. 130
Табл. 49. Оборот розничной торговли по регионам СФО, 2008 г................................... 132
Табл. 50. Средняя начисленная заработная плата в регионах СФО, 2008 г............... 133
Табл. 51. Среднедушевые денежные доходы в регионах СФО в сентябре 2008 г.... 133
Табл. 52. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Сибирского Федерального округа.......................................................................................................... 134
Табл. 53. Рейтинг регионов СФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 136
Табл. 54. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах СФО, 2009 г. 139
Табл. 55. Оборот розничной торговли по регионам ДВФО, 2008 г................................. 142
Табл. 56. Парфюмерно-косметические сети, работающие на территории Дальневосточного Федерального округа.......................................................................................................... 143
Табл. 57. Рейтинг регионов ДВФО по количеству сетевых парфюмерно-косметических магазинов, 2009 г...................................................................................................................................... 143
Табл. 58. Сетевые парфюмерно-косметические магазины в регионах ДВФО, 2009 г. 144
Рынок автошкол России прошел через непростые испытания за последние четыре года, испытывая на себе влияние как внешних, так и внутренних факторов.
Российский рынок синтетических тканей показывает устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.