Рынок QR-эквайринга в России начал формироваться в 2019 г с создания Системы быстрых платежей от НСПК и ЦБ РФ и сервиса «Плати QR» от Сбербанка. Оборот рынка ежегодно рос значительными темпами и, по оценкам BusinesStat, в 2023 г достиг 24 млрд руб.
Развитие рынка QR-эквайринга можно проследить по аналитическим данным ЦБ РФ относительно показателей СБП. Если в 2019 г количество покупок через систему составляло 2,1 тыс, то в 2023 г пользователи через СБП оплатили уже 1,6 млрд покупок. Также значительно вырос размер оплаты: с 2 млн до 3 трлн руб в 2019-2023 гг.
В сервисе SberPay QR также отмечался существенный рост оборота. По данным банка, размер QR-оплат в марте 2022 г составлял 5 млрд руб, а в марте 2023 г – 12 млрд руб. Ежемесячно через SberPay QR совершают покупки около 10 млн чел, за квартал проходит 120 млн транзакций. Одним из стимулов развития сервиса послужила акция, проводимая банком с 14 ноября по 31 декабря 2022 г: при оплате по QR-коду клиент получал возможность поучаствовать в розыгрыше 5 млн бонусов «СберСпасибо». В ряде торговых точек покупателям также предлагались программы лояльности, кэшбэки и промоакции, мотивирующие к покупке с помощью QR-кода, а сотрудникам таких точек начислялись дополнительные бонусы за покупателей, оплативших покупку с помощью QR.
Стоит отметить, что в России в целом растет доля безналичных платежей. По данным ЦБ РФ, в 2019 г доля оплат без использования наличных денег составляла 65%, на конец 2023 г она превысила 80%.
«Анализ рынка QR эквайринга в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре размер рынка QR эквайринга приведен без детализаций по сегментам.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ QR ЭКВАЙРИНГА
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА QR ЭКВАЙРИНГА
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА QR ЭКВАЙРИНГА В РОССИИ
ОБОРОТ РЫНКА QR ЭКВАЙРИНГА
Новые сегменты, факторы появления
Быстрорастущие сегменты, факторы роста
Замедляющиеся сегменты, факторы стагнации
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ, ТРЕНДЫ РЫНКА QR ЭКВАЙРИНГА
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ QR ЭКВАЙРИНГА
ЛИДЕРЫ РЫНКА QR ЭКВАЙРИНГА
Профили ведущих предприятий отрасли
ПАО «Сбербанк России»
АО «Тинькофф Банк»
АО «Альфа-Банк»
ПАО «Банк ВТБ»
ПАО «Промсвязьбанк»
Таблица 1. Оборот рынка QR эквайринга в России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 2. Прогноз оборота рынка QR эквайринга в России в 2024-2028 гг (млн руб)
На рынке стоматологических услуг в России, который – даже с учетом спада в ковидном 2020 году – за последнее десятилетие рос в среднем на 15% ежегодно, продолжает увеличиваться количество услуг, предлагаемых клиентам. Исследование «AnalyticResearchGroup» показало, какие ключевые услуги и врачи каких специализаций доступны в стоматологических клиниках в России. Было проанализировано предложение более чем 21 тыс. клиник, работающих в крупных российских городах. Анализ услуг проведен на основе данных, которые организации указали в своих профилях в геоинформационной системе «2ГИС», по состоянию на конец октября прошлого года.
По данным «Анализа рынка образовательных технологий (EdTech) в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг российский рынок образовательных технологий увеличился более чем в 3 раза: с 35 до 118 млрд руб. Рынок трансформировался вслед за общим технологическим развитием и расширялся в ответ на меняющиеся потребности рынка труда. Заинтересованные в трудоустройстве или смене профессии потребители выбирали EdTech-сервисы с целью получения навыков, востребованных работодателями. Компании, в свою очередь, стали воспринимать выпускников онлайн-школ как полноправных соискателей.
Российский рынок систем дистанционного банковского обслуживания продолжается развиваться: лидеры рынка запускают инновационные сервисы для развития бизнеса, а более консервативные представители рынка вслед за ними внедряют наиболее популярные функции, роль которых – облегчить работу с рутинными операциями. При этом, как отмечают специалисты «AnalyticResearchGroup», несмотря на развитие mobile-канала в течение последних лет, desktop-версии этих сервисов по-прежнему имеют заметно более широкий функционал.