Интернет вещей (Internet of things, IoT) – это концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой.
Технологии Интернета вещей начали зарождаться более 25 лет назад. В настоящее время Интернет вещей применяется не только в жизнедеятельности человека, но и в промышленности, телекоммуникациях, сельском хозяйстве и других отраслях экономики.
В России, как и во всем мире, активно развивается индустрия Интернета вещей (появляются новые приложения, сервисы, сети и устройства), что вызвано стабильным ростом потребительского спроса.
Объект исследования – рынок Интернета вещей.
География исследования – мир, Россия.
Хронология исследования:
2015-2019 гг. – основные показатели,
2020-2025 гг. – прогноз.
История развития и описание Интернета вещей
Мировой рынок Интернета вещей
Российский рынок Интернета вещей
Отрасли применения Интернета вещей
Драйверы и барьеры рынка
Резюме исследования
Развитие Интернета вещей (рис.1)
Динамика мирового рынка интернета вещей, 2015-2019 гг. млрд долл. (рис.2)
Количество IoT-устройств в мире, 2015-2019 гг. млрд шт. (рис.3)
Структура мирового рынка Интернета вещей по отраслям применения, 2019 год (рис.4)
Концентрация мирового рынка Интернета вещей, 2019 год (рис.5)
Структура рынка IoT-платформ в разрезе отраслей применения (рис.6)
Структура мирового рынка Интернета вещей, 2019 год (рис.7)
Структура затрат на мировом рынке Интернета вещей, 2019 год (рис.8)
Количество камер на 1 тыс. жителей в 10 самых оснащенных системами наблюдения городах, 2019 год (рис.9)
Лучшие IoT-платформы в 2019 году по мнению пользователей (рис.10)
Крупнейшие инвесторы в сфере IoT в 2018 году (рис.11)
Крупнейшие компании мирового рынка IoT в разрезе отраслей применения (рис.12)
Лидеры по числу патентов в сфере IoT на основании патентных заявок во всем мире (рис.13)
Прогноз развития мирового рынка интернета вещей, 2020-2030 гг. млрд шт. (рис.14)
Прогноз развития мирового рынка Интернета вещей, 2020-2030 гг. млрд долл. (рис.15)
Мероприятия по внедрению IoT среди компаний (рис.16)
Динамика российского рынка Интернета вещей в денежном выражении, 2015-2019 гг. млрд долл. (рис.17)
Динамика российского рынка Интернета вещей в натуральном выражении, 2015-2019 гг. млн шт. (рис.18)
Структура рынка телематических sim-карт в 2019 году (рис.19)
Структура российского рынка Интернета вещей в разрезе сегментов, % от общего объема в денежном выражении (рис.20)
Доля предприятий, использующих в своем IoT-производстве отечественные комплектующие, 2019 год (рис.21)
Ассортимент решений для «умного дома» в зависимости от наличия ключевых функций, % от общего количества представленных моделей (рис.22)
Динамика российского рынка ЦОД, 2015-2019 гг. тыс. стойко-мест (рис.23)
Прогноз российского рынка Интернета вещей в денежном выражении, 2019-2025 гг. млрд долл. (рис.24)
Прогноз российского рынка Интернета вещей в натуральном выражении, 2019-2025 гг. млн шт. (рис.25)
Таблица 1. Основные стандарты для приложений интернета вещей
Таблица 2. Участники российского рынка Интернета вещей
Таблица 3. Отрасли применения IoT-технологий в промышленности
Таблица 4. Примеры успешных проектов в сегменте транспорта
Таблица 5. Примеры успешных проектов в сегменте IIoT
Таблица 6. Примеры успешных проектов в сегменте ЖКХ
Таблица 7. Примеры успешных проектов в Сельском хозяйстве
— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Количество самозанятых, которое в конце 2022 года составляло около 6,5 млн. чел., уже приближается к значению 10 млн. При этом самозанятые могут работать с клиентами через специальное приложение «Мой налог», разработанное ФНС. Однако осуществлять нужные для работы операции – выставлять чеки клиентам, оплачивать налоги, просматривать информацию по доходам – можно и другим способом, с помощью интернет-банков или мобильных банков, где самозанятые являются клиентами как физические лица, а также с помощью личных кабинетов других похожих сервисов.
Объем выручки компаний, работающих на рынке розничной торговли в сегменте косметики и средств личной гигиены в России, в 2000-х и 2010-х годах уверенно рос. За период с 2005 по 2018 годы совокупный объем продаж отрасли ежегодно увеличивался (в среднем – на 18-19% ежегодно). Лишь в 2019 году продажи сократились (-10,7%). В последующем ситуация начала улучшаться, даже в «коронавирусном» 2020 году спад составил лишь около 6%, а восстановительный рост отрасли по итогам 2021 года (+29,9%) оказался более заметным, чем приросты в последние несколько лет.