Несмотря на все трудности, займы малому бизнесу оказались единственным сегментом банковского кредитования, показавшим в кризис положительную динамику. По данным исследования Euroresearch and Consulting, прирост портфеля ссуд не так значителен, как в прошлые годы - только 3,7% до уровня 2,648 трлн руб., но на фоне конкурентов - корпоративного (-0,6%) и розничного (-11%) кредитования - это выглядит достижением.
Cтруктура малого предпринимательства России в разрезе видов экономической деятельности характеризуется значительным уклоном в сферу торговли (около 45% от всех малых предприятий). Именно эти предприятия являются основными генераторами спроса на короткие кредиты на пополнение оборотных средств. И именно торговля оказывается в зоне наибольшей волатильности в периоды кризиса.
Однако такой перекос в пользу торговли не полностью отражает потребности бизнеса. Прежде всего, отмечается недостаток продуктов, имеющих отраслевые специфики. Универсальные кредиты составляют более 2/3 всего предложения на рынке. Отраслевые кредиты представлены в основном продуктами Россельхозбанка, однако доля аграрных компаний в структуре малого бизнеса не слишком значительна.