Малый и средний бизнес по соотношению рисков и доходности является для российских банков наиболее привлекательным сегментом. Со стабилизацией экономической ситуации в 2010 году банки стали проявлять активность в кредитовании малого и среднего бизнеса.
Повышение доступа представителей малого и среднего бизнеса к заемным средствам, увеличение спроса на кредиты повлекли за собой и рост рынка кредитования. Общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства всего по Российской Федерации на 1 ноября 2010 года составил 3 692,2 млрд. руб., что в полтора раза больше, чем в ноябре 2009 года. Из них по-прежнему около половины (52% в ноябре 2010, 49% в ноябре 2009 года) составляют кредиты 30 крупнейших банков России.
Анализ предложения банковских услуг в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, проведенный специалистами AnalyticResearchGroup, показал, что программы кредитования стали больше отвечать потребностям бизнеса: снова стало распространено беззалоговое кредитование (до 1 млн. руб. и больше) и экспресс-кредитование, увеличились максимальные сроки кредитов (у малых компаний появилась возможность взять в кредит небольшую сумму на 4-5 лет).
В 15 крупнейших банках Российской Федерации в настоящее время действует в общей сложности около 80 программ кредитования малого бизнеса.
Сегодня около 50% кредитных программ рассчитано на длительные сроки финансирования - до 5-10 лет. Количество программ, кредитующих только до 1 года, сократилось с 19,3% до 10,7% (по сравнению с маем 2010 года). Взять кредит на срок 1 год предлагают 12,5% банков. Согласно 22,7% предложения доступен срок кредитования в 5 лет.
Минимальные и максимальные суммы кредита во всех исследуемых банках зависят от финансового состояния заемщика, величины оборотного капитала, потребностей заемщика, величины залога и срока кредитования.