Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
29 октября 2009

Издержки почти не влияют на объемы ввода жилья

Цена квадратного метра жилья является основным фактором, определяющим уровень предложения жилья на рынке. Так, наблюдавшийся в России рост цен в 2000-2008 гг. внес немалый вклад в 60%-й рост объемов  жилищного строительства (с 30 до 48 млн. кв. м.). Таким образом, в текущих условиях высокие цены являются залогом больших объемов ввода жилья. Однако увеличение цен на жилье делает его менее доступным для населения, оказывая давление на спрос. Повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет сокращения инвестиционных рисков является главным потенциальным рычагом подъема жилищного строительства.

Так, согласно исследованию Trade Marketing Research, разница в объемах ввода жилья на душу населения между наиболее рискованным для инвесторов регионом и самым спокойным, составляет примерно 4 раза с учетом различий в других факторах. Так как инвестиционные риски (в том понимании, которое использовалось в исследовании) в значительной мере контролируются региональными властями, то и увеличение объемов жилищного строительства может быть достигнуто усилиями правительств и законодательных собраний субъектов РФ.

Субсидирование строителей едва ли принесет результаты. Расчеты подтвердили, что себестоимость строительства не оказывает существенного влияния на объемы жилищного строительства. Это может свидетельствовать о наличии чрезмерных ограничений на рынке земли или о монополизации рынков земли и готового жилья. Себестоимость строительных организаций, согласно исследованию,  состояла из затрат по возведению коробки здания и подготовке инфраструктуры (в пределах строительной площадки).