Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 октября 2010

В 2009 г. при сокращении выплавки стали в России более чем на 12%, объем экспорта увеличился на 2,7%

Анализ развития российской черной металлургии в 2009 г. и прошедшие месяцы 2010 г. показывает, что отрасль продемонстрировала свою устойчивость и высокую конкурентоспособность. При сокращении выплавки стали в стране более чем на 12% в 2009 году, объем экспорта стали и проката увеличился на 2,7%, отчасти компенсируя падение потребления на внутреннем рынке. В текущем году ситуация не изменилась. Более благоприятная для российских производителей стали конъюнктура мирового рынка стимулирует расширение экспорта на фоне невысокого спроса на прокат на отечественном рынке.

Немаловажно и то, что сохраняются традиционные конкурентные преимущества российской черной металлургии:

  • оптимальная обеспеченность энерго-сырьевыми ресурсами;
  • низкий уровень внутренних цен на природный газ и электричество;
  • квалифицированные кадры;
  • производственные традиции.

При этом «узкие» места постепенно преодолеваются. В отличие от большинства отраслей российской промышленности, в черную металлургию идут инвесторы. Причем средства вкладываются именно в закупки и модернизацию оборудования, а не в биржевые спекуляции.

По предварительным итогам 2009 г. позиции России на мировом рынке черных металлов по целому ряду позиций существенно укрепились. Занимая третье-четвертое место в мире по производству чугуна и проката, Россия выступает одним из ведущих мировых экспортеров черных металлов. По физическим объемам поставок стали и проката Россия делит 3-5 места с Украиной и Германией, уступая Китаю и Японии, по стоимостным - занимает 4 место после Китая, Японии и Германии. Россия - ведущий мировой экспортер полуфабрикатов (четверть мирового экспорта) и чугуна (около 40%), третий - продуктов прямого восстановления железа (более 15%) и горячекатаного плоского проката (около 10%), а также играет заметную роль на рынке труб и ферросплавов.

Но не стоит останавливаться на достигнутом. По мнению аналитиков, важнейшая задача отрасли - освоение производства ряда видов продукции высоких переделов. Прежде всего, качественного холоднокатаного листа для автомобилестроения, отставание имеется и по легированным сталям, в частности по нержавеющей стали.