Парк подвижного состава в России к началу 2009 года приблизился к уровню 1993 года и составил 1 миллион грузовых вагонов. Непосредственно в собственности ОАО «РЖД» осталось 38% от общероссийского парка подвижного состава. Еще около 22% передано в собственность дочерним компаниям Холдинга «РЖД» (ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Рефсервис», «Первая грузовая компания») и таким образом выведено из под государственного регулирования тарифов. С 2008 года ОАО «РЖД» существенно активизировало процесс списания подвижного состава, эксплуатировавшегося после завершения нормативного срока службы, по оценкам ИА «INFOLine» в 2008 году было списано более 15 тыс. единиц подвижного состава, преимущественно, крытых вагонов и полувагонов.
Также по данным исследования «Рынок грузового железнодорожного транспорта России», списание подвижного состава в 2008 году осуществляло ОАО «Первая грузовая компания», которое выводило из эксплуатации подвижной состав, находящийся в неудовлетворительном техническом состоянии или требующий дорогостоящего ремонта. Таким образом, в 2007-2008 гг. чистый прирост количества грузовых вагонов наблюдался у частных собственников, в то время как парк ОАО «РЖД», несмотря на значительный объем закупок полувагонов, демонстрировал тенденцию к сокращению в результате списания подвижного состава.
В период высоких цен, пик которых приходился на лето 2008 года, транспортные компании вынуждены были сократить закупки или использовать лизинговые схемы. Кризис в экономике России может привести к снижению доли частных операторов в общем объеме парка до 21-23%, что противоречит заявленной цели реформирования: снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом в результате формирования конкурентной среды.