Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
27 октября 2009

Аудитория большинства лидирующих бизнес-школ весной 2009 года сократилась

По оценкам DISCOVERY Research Group, объем рынка бизнес-образования (MBA и EMBA) в 2008 году составил $92 млн., количество выпускников бизнес-школ составило порядка 5554 и количество учеников - 8446.

Средняя стоимость обучения, по расчетам аналитиков, составила порядка $4100 за семестр. По прогнозам аналитиков, по итогам 2009 года объем рынка снизится на 40% в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом. Значительный спад в 2009 году объясняется не только заметным сокращением доли корпоративных программ обучения, но и тем, что диплом МВА, полученный в стенах российских бизнес-школ, все еще не является опорной ступенью при восхождении по карьерной лестнице.

На Москву и С.-Петербург пришлось в 2008 году 62% объема рынка в стоимостном выражении. В 2009 году их доля существенно увеличится, а доля регионов сократится до 20% от общероссийского объема. Причина в том, что регионы будут выходить из кризиса дольше, чем столицы. Более того, в ситуации кризиса и снижения доверия к бизнес-образованию, представители бизнеса в регионах будут скорее стремиться получить степень MBA в одной из престижных школ Москвы и С.-Петербурга, которые уже имеют определенный вес в глазах бизнес-сообщества.

Кризис в России выступает как фактор, сдерживающий рост рынка бизнес-образования. Так, например, аудитория большинства лидирующих бизнес-школ весной 2009 года сократилась более чем на 10%, и лишь у двух программ можно наблюдать рост аудитории. Если в ближайшее время не возобновится устойчивый экономический рост, то бизнес-школам верхней ценовой группы придется корректировать цен на свои программы в сторону снижения.