Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
26 мая 2009

В I квартале прирост торговых площадей составил 70 тыс. кв. м

Эксперты «INFOLine-Аналитика» проанализировали данные по 150 торговым сетям с общим количеством магазинов около 9000 и пришли к выводу, что в течение I квартала 2009 года российские ритейлеры открыли менее 200 новых магазинов. Кроме того, ритейлерами было закрыто более 60 торговых объектов. Таким образом, общий прирост количества торговых объектов составил менее 140, что соответствует темпу прироста менее 0,5% в месяц. При этом основное количество открытий пришлось на двух ритейлеров — X5 Retail Group  N. V. и «Магнит». Была проанализирована динамика количества магазинов крупнейших сетей FMCG в 2005-2008 гг. в течение первого квартала 2009 года. По состоянию на март 2009 года лидерами по количеству новых объектов являются «Перекресток» и «Пятерочка» (+40 объектов, X5 × 5 Retail Group  N. V.), вторую позицию занимает гипермаркет «Карусель» (+1 объект, X5 × 5 Retail Group  N. V.), затем следует сеть «Магнит» и «Metro C&C».

Отмечают, что, в 2009 году в условиях экономического кризиса произойдет не менее чем двукратное снижение количества открытий гипермаркетов, при этом данный формат в 2008 году обеспечил до 50% ввода торговых площадей. Соответственно, темпы роста торговых площадей составят не более 10% (с учетом закрытия торговых объектов могут снизиться до 3% и менее). В I квартале 2009 года прирост торговых площадей крупнейших ритейлеров за счет открытия магазинов составил около 70 тыс. кв. м (0,8%). При этом, с учетом закрытий динамика данного показателя была отрицательной (из-за закрытия гипермаркетов «Алпи»).

Динамика чистой выручки (без учета НДС) крупнейших сетей FMCG в 2005-2008 гг., млрд руб.image_8 (original)

Что касается выручки, то если в 2007 году практически все федеральные и крупные региональные сети (за исключением сети «Рамстор») демонстрировали темпы роста выручки на уровне не ниже 20%, то в 2008 году в результате финансового кризиса целый ряд сетей обанкротился («Гроссмарт» и «Самохвал»). Или они закрыли все магазины (региональные сети «В яблочко», «Смарткауфф», «Смак»). Либо находится на грани банкротства («Алпи», «Матрица»). Кроме того, в сложном финансовом положении из-за высокого уровня долговой нагрузки находятся федеральные сети «Мосмарт», «Седьмой континент», ГК «Виктория».

Структура розничной торговлиПо данным аналитиков компании «INFOLine», 52,6% оборота розничной торговли приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). В условиях кризиса доля крупнейших регионов несколько снизилась и составила по итогам января 52,6%.

В 2008 году оборот розничной торговли увеличился во всех федеральных округах и субъектах РФ, однако в январе-феврале 2009 года наблюдалась иная ситуация: снижение данного показателя произошло в 18 регионах. При этом в 9 регионах снижение оборота розничной торговле наблюдалось и в декабре 2008 года и в январе 2009 года. Снижение объемов розничного товарооборота в феврале 2009 года наблюдалось в 34 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение объемов розничного товарооборота наблюдалось (среди крупных регионов) в Республике Коми, Приморском крае, Иркутской, Новосибирской, Омской, Кемеровской и Ленинградской областях — на 5,9-15%. Рост объемов розничного товарооборота наблюдался в 49 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост объемов розничного товарооборота зафиксирован в Республике Адыгея — на 37,9%, а также в Чеченской, Кабардино-Балкарской Республиках, Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания, Волгоградской области — на 12-36%.

Таким образом, кризис в российской экономике, снижение реальных доходов населения и практически полное прекращение кредитования банками региональных торговых сетей существенно ухудшило их положение. В результате ритейлеры вынуждены были закрывать магазины, в то время как розничные рынки пострадали в меньшей степени, ввиду отсутствия задолженности перед банковскими структурами и более низких цен.

В I квартале 2009 года розничные торговые сети продолжали оставаться звеном экономической системы, генерирующим неплатежи по всей цепочке «поставщик сырья — производитель — дистрибутор» в пищевой промышленности и производстве сопутствующих товаров. При этом меры Правительства в сфере содействия получения крупнейшими ритейлерами кредитов государственных банков не позволили ощутимо улучшить ситуацию, так как кредиты государственных банков предоставляются крупнейшим ритейлерам. Кроме того полученные средства направляются преимущественно на оптимизацию долгового портфеля и подготовку к сделкам M&A, а не расчеты с поставщиками. И в 2009 году ожидается увеличение количества рынков и роста их доли в обороте розничной торговли по России в целом до 14% и более.