В настоящее время активно ведутся разработки по производству и использованию биоэтанола, биодизеля, топливных гранул или топливных пеллет и биогаза. Данные разновидности биотоплива в будущем могут составить конкуренцию существующим видам топлива. Так считают эксперты Информационного Агентства «КредИнформ - Северо-Запад», проведя исследование рынка альтернативного топлива в России.
Однако вопросы производства биоэтанола в России пока находятся на уровне обсуждения. На данный момент не функционирует ни одного специализированного завода, имеются только планируемые инвестиционные площадки и начатые строительства. В целом, по состоянию на начало 2008 г. их количество составляет около 12.
В настоящее время биодизель производится в России только в экспериментальных целях, например, в рамках проекта нижегородского Работкинского аграрного колледжа. Так в хозяйстве колледжа проводятся тестовые испытания техники, работающей на биодизеле. Однако будут ли приняты технические решения для массового перехода сельхозтехники на биодизель - это вопрос будущего. Кроме того, эффективность такого вида топлива проверила ОАО «РЖД» и заявила о готовности использовать биодизель в промышленных масштабах в своих тепловозах.
Также, не смотря на то, что в России не существует единой государственной программы развития биодизельного топлива, на региональных уровнях разрабатываются определенные программы. Согласно ним планируется строительство заводов по производству биодизеля: в Воронежской, Липецкой, Волгоградской, Орловской и Омской областях, а также в Краснодарском крае.
По мнению экспертов, окупаемость строительства завода по производству биодизеля составит два года. Однако существуют значительные риски, позволяющие увеличить данный срок. Дело в том, что основным фактором, влияющим на экономическую эффективность производства биодизеля, является производство масличных культур, таких как рапс. В случае неурожайного года, производство биодизеля будет нерентабельным с точки зрения прибыли и окупаемости завода.