По результатам 1 полугодия 2009 г. розничные продажи одежды в России, согласно данным Росстата, снизились на 5% в сопоставимых ценах к 1 пол. 2008 г. Падение розничных продаж одежды, прежде всего, отразилось на мелких слабых игроках и брендах, не успевших закрепиться на рынке.
Так, с российского рынка уже ушли французская марка модной женской одежды Kookai, итальянская марка Diesel, была закрыта сеть магазинов одежды "Модный сезон", развиваемая компанией Sminex.
Особенно тяжело пришлось премиальному сегменту рынка одежды, обороты которого, по оценкам экспертов, снизились на 50-60% и более. В 2009 г закрылись монобрендовые бутики Stella McCartney и Alexander McQueen в Москве, Hugo Boss, Escada в Санкт-Петербурге.
Крупные сильные игроки даже в период кризиса чувствуют себя уверенно и не собираются отказываться от планов по развитию сетей, тем более, что открытие новых магазинов сейчас обходится дешевле, чем до кризиса. Так, именно в период кризиса пришли в Россию лидеры мирового рынка одежды - шведская сеть H&M и американская GAP.
Российский рынок одежды и в период кризиса остается привлекательным для иностранных ритейлеров. По словам вице-президента по международным стратегиям Mango International Хосе Гомеса, Россия остается одним из наиболее приоритетных рынков для дальнейшего развития сети Mango. Так, 2009 г. в компании продажи снизились приблизительно на 5%, что является хорошим показателем по сравнению с показателями работы в других странах. Mango планирует продолжить расширение сети на российском рынке и в течение десяти лет довести число магазинов в России с 60 до 200.
Если до кризиса на рынке наблюдалась тенденция к диверсификации брендов (выход в другие сегменты рынка одежды - молодежный или мужской), то теперь ритейлеры предпочитают концентрировать свои усилия на основном направлении. Так, компания Finn Flare в связи с кризисом отложила вывод на рынок новой марки молодежной одежды AppleMoon ровно на год.
Участники рынка отмечают, что в кризис потребители не отказываются от покупок новой одежды, особенно женщины, для которых внешний вид всегда будет очень важным. Изменился их подход - уменьшилось количество спонтанных покупок, они стали более осознанно и взвешенно подходить к выбору одежды. Соответственно, компании, планирующие остаться и усилить свои позиции на рынке, вынуждены будут более тщательно подходить к формированию своего предложения.