Сегодня в общей структуре потребления муки, как и несколько лет назад, преобладает сегмент производителей хлебобулочных изделий, на долю которых приходится около 58% (в 2000 году их доля составляла 67%). Вместе с тем увеличивается доля потребления со стороны производителей макаронной продукции - 11% (в 2000 году - 7%) и мучных кондитерских изделий - 9% (в 2000 - 6%).
Как видно, рынок видоизменяется - быстро снижается потребление муки производителями хлеба и хлебобулочных изделий, и одновременно возрастает спрос со стороны производителей макарон и мучных кондитерских изделий, увеличивается потребление муки отраслями пищевой промышленности - такими, как производство пельменей, пиццы, блинчиков и т.д. Таким образом, наблюдается изменение ёмкости отдельных рынков потребления.
В целом, внутреннее потребление муки остается на прежнем уровне. На мировом мучном рынке Россия представлена скромно: отечественный экспорт составляет в среднем 250 тысяч тонн муки в год - меньше 3%. Доля муки в российском экспорте зерна составляет всего 2%, в то время как в мире в среднем этот показатель равен 8%. Однако экспорт муки в текущем году, по прогнозам экспертов, способен достичь рекордных отметок по сравнению с предыдущими периодами, а в последующем при положительной конъюнктуре рынка среднегодовой рост объемов экспорта в натуральном выражении по базовому варианту развития должен составить не менее 10%.
Среди проблем рынка следует также отметить, что для выработки муки высших сортов мельзаводы в большинстве регионов России должны для улучшения урожая к местной пшенице добавлять пшеницу, завозимую из степных зон. Но из-за высокой стоимости перевозок многие мельзаводы не формируют необходимых помольных партий, в результате чего на рынке появляется мука заниженного качества. Ежегодно Государственной хлебной инспекцией проверяется 30-35 процентов произведенной в России муки. Вследствие этого ежегодно забраковывается от 25 до 40 тысяч тонн муки.