Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 апреля 2009

В 2009 г. возможны дефолты лизинговых компаний

В период 2009-2010 гг. для большинства лизинговых компаний важнейшей задачей станет не наращивание парка подвижного состава, а выживание. Это обусловлено ростом масштаба неплатежей лизингополучателей, девальвацией рубля, сохранением значительного профицита подвижного состава и ухудшением финансового положения потенциальных клиентов. Наиболее значительные проблемы будут у компаний, активно приобретавших в 2008 году хопперы-цементовозы, поскольку более 50% парка данного вида подвижного состава простаивают и генерируют для собственников не доход, а убыток. Также трудности коснутся покупателей фитинговых платформ и полувагонов.

К такому выводу пришли эксперты «INFOLine-Аналитика», проведя анализ рынка лизинга железнодорожного подвижного состава и бизнеса лизинговых компаний в рамках ежеквартального исследования «Рынок лизинга грузового железнодорожного подвижного состава России». В условиях экономического кризиса одной из ключевых проблем лизинговых компаний, работающих в сегменте железнодорожной техники, стал рост стоимости номинированных в иностранной валюте пассивов в результате девальвации рубля. По данным ИА «INFOLine» большинство российских лизинговых компаний активно фондировались в иностранных банках. Также усложнили ситуацию ограниченные возможности и высокая стоимость кредитных ресурсов в российских банках и практически полное отсутствие возможности привлечь заемные средства в рублях. Кроме того, значительный профицит подвижного состава. По состоянию на март 2009 года простаивало более 100 тыс. вагонов инвентарного парка и более 130 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям и ОАО «ПГК».

ДиаграммаДиаграмма

В 2008 году лидером по величине прироста парка подвижного состава в собственности стала компания «Альфа-Лизинг», объем нового бизнеса в 2008 году, млн руб. превысил 12 млрд рублей. В условиях экономического кризиса и резкого падения цен и спроса на подвижной состав в наиболее сложной ситуации оказались компании, активно закупавшие грузовые вагоны в 2008 году, когда цены находились на пике. Эти компании первыми столкнулись с дефолтами по лизинговым платежам и отказом лизингополучателей от заключенных контрактов. Приобретение грузовых вагонов по схеме финансового лизинга по ценам 2008 года, которые в долларовом выражении в 2,5-3 раза выше, чем цены сложившиеся в марте 2009 года, экономически неэффективно, а в условиях экономического кризиса и роста дебиторской задолженности чревато риском банкротства, предостерегают эксперты.