Маркетинговое агентство Symbol-Marketing провело инициативное исследование по текущему состоянию и перспективам рынка автомобилей, автоуслуг, комплектующих, ГСМ страны и Москвы.
В настоящее время наиболее активными потребителями легковых автомобилей среди регионов стали Москва и Подмосковье. На их долю приходится около 1/3 всех легковых автомобилей, приобретаемых в РФ. Причем уровень продаж легковых машин из года в год демонстрировал динамичный рост. На начало 2008 года парк легковых автомашин Москвы составил около 3,5 млн штук.
Однако с началом кризисных проявлений текущего года ситуация с потребительским поведением на отечественном рынке легковых авто стала резко меняться. Многие автоконцерны объявили о существенном снижении количества продаваемых автомобилей.
Изменились и прогнозы относительно продаж легковых автомобилей в РФ. Если в начале 2008-го эксперты прогнозировали продажи на уровне 1,8 млн штук, то уже в первой половине сентября фигурировала гораздо более скромная цифра - 1,2 млн штук. Судя по всему, это не предел, так что возможна дальнейшая прогностическая корректировка по мере усугубления кризисных тенденций.
В ходе исследования выявлена определенная диспропорция объемов производства моторного топлива (его производство из года в год демонстрировало стабильный прирост) и количества торгующих им розничных компаний, с одной стороны, а также числа крупных и средних игроков на данном рынке - с другой. Так, если количество розничных компаний в последние годы несколько увеличилось, то число крупных/средних компаний уменьшилось, что говорит о консолидации (монополизации) рынка.
Несколько иные тенденции развития продемонстрировали компании, торгующие автомобилями. Хотя продажи авто увеличивались из года в год, это не привело к пропорциональному количественному росту крупных/средних игроков данного сегмента. Можно говорить о некотором их увеличении лишь в 2008 году.
Один из основных результатов анализа свидетельствует о любопытном парадоксе. Выяснилось, что вложение денег в покупку автомобиля рассматривается большинством как неприемлемый способ инвестирования, вместе с тем эта установка не распространяется на дорогие модели. По мнению некоторых экспертов, имеет смысл вложить деньги в относительно доступные сегодня модели авто, которые через несколько лет с большой долей вероятности станут раритетными, а их стоимость в несколько раз превысит цену автомобиля на момент покупки.