Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
19 декабря 2016

За 2011-2015 гг. объем производства алкогольных напитков в России снизился на 19% и составил в 2015 г. 11,6 млрд л.

По данным «Анализа рынка алкогольных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2016 году, отечественный рынок алкогольных напитков продолжает сокращаться. За 2011-2015 гг. объем внутреннего производства в стране снизился на 18,9% - с 14,25 млрд до 11,56 млрд л. Объм производства снижался на протяжении всего исследуемого периода. Одной из основных причин сокращения выпуска алкогольных напитков является активное регулирование отрасли со стороны государства. Такие меры, как регулярное повышение акцизных ставок на алкогольную продукцию, введение минимальной розничной цены на крепкий алкоголь, запрет продаж продукции в ночное время – все это привело к уменьшению спроса, и как следствие, вызвало спад объема производства. Также в последние годы на падение спроса влияет снижение располагаемых доходов населения – в целях экономии потребители отказываются от покупок алкогольных напитков.

В 2016 году на рынке алкогольных напитков одним из основных событий станет введение ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной систему учета алкогольной продукции). С 1 января 2016 года все магазины, продающие алкоголь, должны быть подключены к системе, фиксировать в ЕГАИС закупки, а с 1 июля 2016 года в ЕГАИС должны отражаться и продажи алкоголя. По оценкам экспертов, рынок оказался не готов к нововведению и, по разным данным, на конец 2015 года к новой системе подключилось порядка 5% оптовиков.

Необходимо отметить, что значительную доля рынка алкогольных напитков занимает контрафактная продукция. В 2015 году 23,5% от выпуска алкоголя пришлось на теневое производство. Таким образом, объем контрафактной продукции на рынке превысил 2,7 млрд л.

В структуре легального производства алкогольных напитков традиционно лидирует пиво. В 2015 году доля выпуска пива от суммарного объема производства составила 82,2% (7,27 млрд л). На втором месте по объему производства находится водка и ликероводочные изделия с долей 8,2% (0,73 млрд л). Третье место по выпуску готовой продукции в 2015 году пришлось на вина, доля которых составила 7,3% (0,65 млрд л).

Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.