В октябре 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка IP-телефонии. По расчетам аналитиков, за первый квартал 2011 года объем рынка превысил 2 млрд рублей, что показывает положительную динамику по сравнению с данными предыдущих лет.
Существует 2 основных группы потребителей услуг IP-телефонии: к первой группе относятся корпоративные клиенты и частные лица, часто пользующиеся услугами междугородней и международной связи; ко второй - организации, у которых существует необходимость объединить свои филиалы в единую корпоративную телефонную сеть. Именно вторая группа является наиболее перспективной для внедрения IP-телефонии: к концу 2010 г. доля организаций, использующих IP-телефонию, возросла до 44% с 39% в 2009 г.
По результатам исследования было выделено несколько наиболее крупных игроков на российском рынке IP-телефонии: Cisco, Avaya. Panasonic, 3COM, Aastra, Alcatel-Lucent.
IP-телефония успешно приживается на российском рынке, о чем свидетельствует поддержка VoIP со стороны крупных операторов связи. Такие операторы, как Мегафон, Скайлинк, НТК внедрили у себя технологию VoIP. Сервис Мегафона» «Мультифон» за год своего существования набрал 0,4 млн абонентов.
Важнейшим фактором развития IP-телефонии в России является быстрый рост числа пользователей ШПД. В первом квартале 2011 г. количество частных пользователей возросло до 19 млн человек с 17 млн в 2010 г.
В исследовании подробно рассмотрен рынок IP-телефонии Москвы и Санкт-Петербурга. Доля IP-коммуникаций в сетевом трафике, генерируемом населением Москвы, составила более 25%.
Наибольший спрос на услуги IP-телефонии выявлен со стороны пользователей часто совершающих междугородние и международные звонки, ввиду того, что именно такой вид связи обеспечиваем им экономию средств от 50% и выше.