По обороту розничной торговли продуктами питания кондитерские изделия занимают 4-е место. Согласно официальной статистике в настоящее время на рынке наблюдается рост: положительная динамика наблюдается как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в сегменте сахаристых кондитерских изделий, в частности, шоколада.
В данном секторе шоколадного рынка насчитывается более 100 производителей. Как показал экспресс-обзор производственной базы, подготовленный компанией Symbol-Marketing, помимо отечественных производителей на российском рынке сахаристых кондитерских изделий сильные позиции занимают зарубежные производители. Так, в пятерку производителей-лидеров по объему производства в 2006 году попали такие компании, как ООО «Марс» (15%), ОАО «Кондитерское объединение «Россия» (10%), ООО «Крафт Фудс Россия» (7%), ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» (7%) и ОАО «Рот Фронт» (5%).
Высокая конкуренция на российском шоколадном рынке привела к ряду слияний и поглощений среди ведущих игроков. Так, один из крупнейших мировых производителей кондитерских изделий - компания Nestle, владеет 4 российскими кондитерскими фабриками.
Как показало проведенное исследование, западные компании занимают сильные позиции в наиболее прибыльных и перспективных сегментах: шоколад и шоколадные конфеты. Приход зарубежных производителей и их конкуренция с российскими кондитерами положительно сказались на российском рынке. Вместе с западным шоколадом на рынок пришли новейшие технологии производства шоколада, новые вкусы и даже виды. К примеру, одна из заслуг компании Mars в том, что она создала новый для российского рынка сегмент - шоколадные батончики, занимающие промежуточное положение между лакомством и снеком. Как показало проведенное исследование, Mars занимает лидирующие позиции в сегменте по показателям объемов производства.
Между тем компания Nestle попыталась продвинуть на российском рынке шоколад для мужчин, тем самым усложнив структуру потребителей шоколада.
В попытках устоять в конкурентной борьбе российские предприятия укрепляют свои позиции путем объединения. Так, старейшие и крупнейшие отечественные предприятия (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт» и ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский») входят в холдинг «Объединенные кондитеры», собравший 15 российских кондитерских предприятий. Подобная тактика позволяет предприятиям выстоять в условиях жесткой борьбы за российский рынок.