Объем общероссийского рынка в стоимостном выражении в 2009 г. сократился на 16,2%, в то время как в период 2004 - 2008 гг. темпы роста не опускались ниже 20%. Количество регулярных потребителей фитнес - услуг в 2009 г. «упало» на 14,5%.
Характерно, что в регионах, по оценке «Экспресс-Обзор», число посетителей фитнес - клубов снизилось незначительно либо осталось на относительно стабильном уровне - в отличие от рынков Москвы и Санкт-Петербурга. За счет этого доля регионов в общей структуре распределения потребителей фитнес - услуг увеличилась в 2009 г. на 1,2%.
В стоимостном выражении наиболее заметно сократился удельный вес московского рынка - на 4%, тем не менее, на Москву и Петербург по итогам 2009 г. по-прежнему приходится около 70% оборота индустрии фитнеса.
По оценке «Экспресс-Обзор», наибольшее влияние на рынок оказывает уровень доходов и, соответственно, уровень жизни населения, а также популярность здорового образа жизни. Кроме того, следует принимать во внимание, что рынок фитнес - услуг развивался «сверху вниз». Сначала открывались клубы премиум-класса, затем средние и низкоценовые заведения. По всей видимости, эта особенность будет значительно скорректирована кризисом. Основный потенциал развития отрасли приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в регионах, помимо него, сегмент «эконом плюс»).
К факторам, сдерживающим развитие рынка, следует отнести снижение доходов и уровня благосостояния населения в связи с финансовым экономическим кризисом и недостаток подходящих по техническим параметрам площадей, наблюдавшийся в последние годы. По-прежнему актуальными остаются проблемы дефицита кадров, недостаточно пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, значительный горизонт возврата инвестиций.