Рост доли стран АТР, в частности Китая и Японии, в общемировом потреблении угля вызовет увеличение объёмов экспорта угля из России. В этой связи, по мнению экспертов ИА «Бизнес Порт», самые высокие темпы развития и инвестиционной активности будут наблюдаться в Дальневосточном регионе.
В настоящий момент рынок морских перевозов угля на Дальнем Востоке растёт. Потребители из Южной Кореи, Тайваня и Китая активно закупают российский груз. Уголь отгружается крупными и мелкими партиями из портов Приморья и Хабаровского края.
Среди портов Дальнего Востока значительные объёмы угля переваливались в 2011 г. в порту Восточный. Основной груз в порту Восточный - угли Кузбасса. В настоящее время экспортный уголь составляет почти 95% от всего грузооборота компании, 2,5% приходится на каботажный уголь и порядка 2,5% - на прочие грузы.
В планах руководства Восточного порта - строительство третьей очереди специализированного угольного комплекса (четыре склада вместимостью 800 тыс. т), которая значительно увеличит пропускную способность терминала.
Лимитирующим фактором для развития портовых терминалов по перевалке угля на Дальнем Востоке является состояние железнодорожных подходов к портам.