Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
3 февраля 2009

Структура потребления россиян несомненно изменится

Устойчивая до 2006 года тенденция снижения расходов населения на продовольственные товары по итогам 2008 года обещает измениться. В первую очередь может сократиться потребление капиталоемких товаров длительного пользования.С учетом нынешней кризисной ситуации в банковской системе названные изменения станут негативным фактором, который может существенно повлиять на планы производителей товаров длительного пользования. Однако категорично заявлять о неизбежности патовой ситуации не стоит. Кризисные явления в экономике, несомненно, повлияют на потребительское поведение россиян, но однозначно предсказать, как  будет действовать потребитель, достаточно сложно.

Один из пессимистических сценариев развития событий предполагает лавинообразное изъятие населением банковских депозитов, резкое сокращение потребления товаров длительного пользования, увеличение покупок продовольственных товаров повседневного спроса и, как следствие, рост цен на них. Скорее всего, этого не произойдет. Вместе с тем нельзя не заметить высокого уровня недоверия населения к банковской системе. Нестабильная ситуация на валютном рынке, высокий уровень годовой инфляции только усиливают потребительскую неопределенность. В данных обстоятельствах даже россияне, имеющие достаточно низкий уровень доходов и незначительные сбережения, поневоле задумаются если не о том, как их преумножить, то, по крайней мере, об их сохранении.

Такие привычные инструменты сбережений, как валюта, банковские депозиты, ценные бумаги, которые активно использовались еще сравнительно недавно, сейчас в сознании большинства, мягко говоря, сомнительны.

Как же поступит в этих условиях рядовой потребитель? Существует, по крайней мере, две альтернативные потребительские стратегии. Первая из них менее привлекательна для рынка - это «выжидательная позиция», когда большинство откладывает покупку капиталоемких товаров. В фарватере второй стратегии население, имеющее сбережения, попытается сохранить свои средства, вкладывая их в капиталоемкие покупки, которые впоследствии могут подняться в цене (например, автомобили).

Учитывая актуальность проблемы, агентство Symbol-Marketing провело краткий анализ макроэкономических факторов развития розничной торговли в федеральных округах РФ. Объективная оценка структуры потребительской корзины населения является одним из основных условий, дающих возможность прогнозировать развитие ритейла.

В ходе исследования проделана оценка структуры потребления продовольственных товаров россиян, приведена динамика затрат населения на продовольственные товары, дана оценка объемов розничной торговли в расчете на душу населения.