Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
1 июня 2009

Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота возросла на 1,2%

По длине железных дорог и грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает второе место в мире после США. По данным ФСГС и компании «Российские железные дороги» (РЖД), протяженность железнодорожных путей в России составляет около 85 тыс. км., а грузооборот — около 2 трлн т-км. против 230 тыс. км. железнодорожных путей и 2,3 трлн т-км. грузооборота в США.

В марте 2009 г. агентство Discovery Research Group завершило исследование рынка железнодорожных грузоперевозок в России. Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспортной системы страны (с учетом трубопроводного транспорта) возросла в 2008 году на 1,2% и составила 43%. В 2008 году, по данным Росстата, объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил порядка 8365,4 млн т (99,7% к уровню 2007 года), грузооборот — 2480,5 млрд т-км (101,2%). В том числе грузооборот железнодорожного транспорта в 2008г. вырос на 1,1% — до 2 трлн 113,2 млрд т-км.

При положительной в целом в 2008 году динамики коммерческих перевозок, на железнодорожном транспорте наблюдается спад объемов перевозок. Причиной нарастания отрицательных тенденций в транспортной работе в 2008 году является негативное влияние мирового финансового кризиса на объемы производства в основных грузообразующих отраслях и конъюнктуру внешней торговли. Особенно сильно эти факторы сказались в конце года.

Доля перевозок в вагонах холдинга «РЖД» (инвентарный парк вагонов ОАО «РЖД» + парк ДЗО «ОАО «РЖД») в 2008 году в общем объеме перевозок составила 55,4% (-2,2%). В сегменте внутрироссийских перевозок доля перевозок в вагонах холдинга «РЖД» составила 59,4% (-2,7%), экспортных перевозок — 51,7% (-1,7%), импортных перевозок — возросла до 38,5% (+2,2%), а в сегменте транзитных перевозок увеличилась на 1,3% и составила 34,9%.

В 2008 году ОАО «Российские железные дороги» отказались от механизма лизинга подвижного состава. Железнодорожная монополия перешла к прямым закупкам подвижного состава. В конце 2008 г. от лизинга подвижного состава отказались и другие компании. По оценкам экспертов, в 2009 году на рынке железнодорожных перевозок ожидается появление принципиально нового вида транспортно-логистических услуг — управления вагонным парком, находящимся в собственности структур, для которых транспортный бизнес не является профильным видом деятельности. Также к числу ключевых факторов, способных оказать влияние на рынок железнодорожных грузоперевозок в 2009 г., относят присоединение России к КОТИФ, что позволит значительно увеличить объемы железнодорожных грузовых перевозок через Калининградский транспортный узел из Европы в страны СНГ и в обратном направлении.