Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
27 апреля 2012

Россияне стали потреблять больше импортного алкоголя

По данным маркетингового исследования «Российский рынок крепких алкогольных напитков - 2011», российский рынок крепких алкогольных напитков демонстрировал устойчивый рост вплоть до 2008 г. В среднем объем рынка увеличивался более чем на 20% в год. В 2009 г. наблюдалось снижение объемов потребления крепкого алкоголя в стоимостном выражении на 8%. С 2010 г. рынок стал восстанавливаться. Согласно оценкам компании GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), в 2011 году объем рынка крепких алкогольных напитков в стоимостном выражении вырос относительно уровня 2010 года более чем на 4%.

В период с 2007 по 2011 гг. на российском рынке крепких алкогольных напитков в целом наблюдалось увеличение объемов импорта в стоимостном выражении. Единственным исключением был 2009 год - в течение этого года импорт уменьшился по сравнению с 2008 годом. 
Вместе с ростом объема российского импорта растет и доля импортной продукции. К примеру, в 2011 году доля импортных крепких алкогольных напитков составила примерно 25% в стоимостном выражении. В 2010 году доля импортной продукции на рынке составила 22%, а в 2007 г. - 20%. Такой значительный прирост доли импортного алкоголя говорит о том, что россияне стали пить больше импортного крепкого алкоголя, и их потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих марок.

Анализируя объем импорта в натуральном выражении по типам крепких алкогольных напитков, можно выделить три основных лидера - водка, коньяк и бренди, и виски. В 2011 году доля водки составила 29% в импорте в натуральном выражении, что на 2% меньше 2010 года. Нужно отметить, что в 2011  году произошла смена тренда - в Россию, по расчетам аналитиков, ввезли на 6% меньше водки в натуральном выражении, но эта продукция стала на 3% дороже, чем аналогичная продукция, ввезенная в 2010 году.

Несомненным лидером и основным поставщиком является Украина, поставляющая недорогую водку в больших объемах. В натуральном выражении доля поставок из этой страны составила в 2011 году примерно 87%. Наиболее крупными производителями украинской водки, поставляемой в Россию, являются ДП «ИМИДЖ ХОЛДИНГ» (бренд «Хортица», BLAGOFF) и Д.П. УКРАИНСКАЯ ВОДОЧНАЯ КОМПАНИЯ NEMIROFF (бренд Nemiroff). Суммарный объем импорта этих производителей составляет почти 75% в натуральном выражении. Также поставки водочной продукции в Россию наблюдаются из Финляндии, Швеции, Франции, но они незначительны в сравнении с поставками из Украины.

Если посмотреть динамику импорта коньяка и бренди, можно отметить, что в 2011 году произошел незначительный спад на 2%. При этом в стоимостном выражении наблюдался 10%-ый роста импорта по сравнению с предыдущим годом.

При анализе географии поставок коньков и бренди, можно увидеть, что товары данной группы ввозятся в Россию со всего мира. До 2011 года основная часть поставок спиртовых настоек на основе винограда (коньяков и бренди) в натуральном выражении на российский рынок приходилась на Францию (45%), Армению (36%), Молдову (8%), Азербайджан (3%) и Украину. В 2011 же году картина импорта коньяков и бренди немного поменялась, Армения обогнала Францию. Согласно предварительным итогам 2011 года на Армению приходится 46% импорта, а на Францию - 37%. Эти две страны сохраняют доминирующие доли в объемах поставок в Россию в натуральном выражении, и другие страны в обозримом будущем вряд ли будут представлены на российском рынке коньяков в объемах, сравнимых с Францией и Арменией.

Крупнейшими производителями коньяков и бренди, поставляемых в Россию из Армении, являются АООТ «ЕРЕВАНСКИЙ КВВК «АРАРАТ», ЗАО «ЕРЕВАНСКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД» и ООО «ПАРАКАР ВИННО-КОНЬЯЧНЫЙ ДОМ». Что же касается Франции, здесь наиболее крупными поставщиками являются TESSENDIER & FILS и HENNESSY & CO.

Объем импорта виски на российский рынок увеличивался на протяжении последних 7 лет. В 2010 году импорт данного напитка в стоимостном выражении даже превысил рекордный показатель 2008 года и вырос по сравнению с 2009 годом на 51%. По расчетам GLOBAL REACH CONSULTING (GRC), объем импорта виски в стоимостном выражении в 2011 году увеличился по отношению к уровню 2010 года на 55%. При этом виски уверенно увеличивает свою долю в структуре импорта крепкого алкоголя - 22%, согласно предварительным итогам 2011 г. 

Основным поставщиком виски на российский рынок является Великобритания, это знаменитые JOHN WALKER & SON LTD, CHIVAS BROTHERS LTD, WILLAM GRANT & SONS LIMITED и др. Незначительные объемы также поставляются из таких стран, как Ирландия, США и другие.