Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
23 августа 2016

Как DIY-ритейлеры растут на падающем рынке

На начало 2016 года объем DIY-розницы (строительно-отделочные материалы) составил 1,46 трлн руб. Это почти на 5% меньше, чем было к началу 2015 года, когда продажи товаров для дома и ремонта достигали 1,54 трлн руб. Рекордное за последние годы падение рынка строительно-отделочных материалов и товаров для дома не стало исключением в масштабе всей розницы и особенно для сегмента non-food. Но даже в этих условиях рынок товаров для дома и ремонта по сравнению с другими сегментами чувствует себя не так плохо – если в целом не продуктовый ритейл «просел» по итогам 2015 года на 10%, то DIY отметился падением лишь на 5%, отмечается в исследовании информационно-аналитического агентства INFOLine «Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2016 года и прогноз до 2018 года».  

Кто падал сильнее? 

Согласно данным INFOLine, последний раз снижение продаж на рынке DIY фиксировалось в 2009 году. Тогда его объем уменьшился на 12,52%, до 727 млрд руб. Однако с тех пор оборот товаров для дома и ремонта неуклонно рос, обеспечив DIY самое быстрое восстановление после кризиса по сравнению с другими сегментами ритейла, комментирует генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. Так, в 2010 году рынок увеличился на четверть, но по итогам 2014 года рост замедлился до 9%, а к концу 2015 года оборот розничной торговли DIY&Household снова ушел в минус (падение достигло 5%). 

Динамика оборота розничной торговли DIY&Household в РФ в 2005-2015 гг. и прогноз до 2017 г. 

image_3 (original)

 Источник: данные ИА INFOLine 

Наиболее уязвимым перед кризисом по итогам 2015 года оказался рынок Hard DIY (материалы для строительства и черновой отделки), падение продаж в этом сегменте достигло 16,7% по итогам 2015 года. Значительно лучше чувствовал себя в минувшем году Soft DIY (отделочные материалы) – по сравнению с 2014 годом падение продаж на рынке в 2015 году составило всего 0,3%.  

В 2015 году в России было введено 83,8 млн кв. м жилой площади, а в I полугодии 2016 года 31,5 млн кв. м. Явлению сопутствуют и высокие темпы роста ипотечного кредитования. По итогам 2015 года, 707 тысяч квартир в России было куплено по ипотеке. Все это говорит о том, что в 2015-2016 гг. люди, которые приобретали жилье, продолжают делать ремонт в своих квартирах, что, безусловно, отражается на относительно стабильной ситуации на рынке отделочных материалов. 

DIY в кризис: экспансия лидеров  

Согласно подсчетам специалистов информационно-аналитического агентства INFOLine, в 2016 году, несмотря на кризис, крупные торговые сети, работающие в сегменте DIY, практически не снизили темпы по строительству и введению в эксплуатацию новых гипермаркетов и продолжили наращивать торговые площади объектов. В минувшем году в России было открыто 27 новых гипермаркетов, а совокупный прирост торговой площади составил около 225 тыс. кв. м. В первом полугодии 2016 года было открыто 14 гипермаркетов, и 6 было закрыто.

В 2016 году Leroy Merlin в рамках реализации амбициозных планов по утроению количества гипермаркетов за 5 лет в первом полугодии открыл 5 гипермаркетов в Казани, Кемерово, Новокузнецке, Ярославле и в Москве, а в начале второго полугодия открылся 48-ой гипермаркет сети в Санкт-Петербурге. До конца 2016 года ритейлер планирует открытие еще 9-11 гипермаркетов. В первом полугодии 2016 года OBI открыли 2 гипермаркета в Москве и Туле.

Но, следует отметить, что далеко не все международные ретейлеры увеличивают количество объектов в России: например, Castorama закрыла один нерентабельный гипермаркет в Москве в ТЦ «Капитолий», площадью более 6 тыс. кв. м. 

Динамика количества открытых и закрытых гипермаркетов DIY в России в 2011-I пол. 2016 гг., ед. 

image_7 (original)

 Источник:  расчеты  ИА INFOLine

Среди российских ретейлеров конкуренцию «большой тройке» пока обеспечивает только СТД «Петрович», свидетельствуют данные исследования INFOLine «Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2016 года и прогноз до 2018 года».  

«Компания является безоговорочным лидером в сегменте B2B и наиболее эффективным мультиканальным ретейлером, демонстрируя феноменально высокие показатели прироста онлайн-продаж и доли онлайн в выручке», -  говорит Иван Федяков, подчеркивая, что при сохранении и наращивании показателей сеть уже в ближайшие год-два может войти в тройку TOP DIY-ритейлеров России. 

Согласно данным исследования INFOLine «Рынок DIY РФ. Анализ регионов, тенденции 2016 года и прогноз до 2018 года», крупные региональные игроки также продолжают наращивать торговые площади. Значимыми открытиями на начало 2016 года можно назвать открытие двух гипермаркетов «МЕГАСТРОЙ» компании «Агава», общей торговой площадью 20,5 тыс. кв. м (в Республике Башкортостан и Ульяновской области). Также по два гипермаркета запустили «Максидом», «Добрострой» (ГК «Элко») и «Метр» (ГК «Десятка»), и по одному – «Бауцентр» и OBI.  

TOP-10 крупнейших операторов DIY 

На начало 2016 года ключевые игроки рынка DIY России, входящие в первую десятку рейтинга INFOLine DIY Retail Russia TOP, несмотря на кризисные явления в отрасли, сумели сохранить свои позиции. При этом лидер среди российских сетей – «СТД «Петрович» – за счет выхода на рынок Москвы и Московской области, расширения ассортимента и роста доли online-продаж сохранил высокие темпы роста, приблизившись к достижению амбициозной цели – в течение ближайших лет войти в TOP-3 крупнейших операторов DIY.

Рейтинг DIY Retail Russia TOP на начало 2016 года 

Основное операционное юридическое лицо (группа компаний)БрендИсточник выручки2014Начало 2016 годаТемп роста, %
1Леруа Мерлен Восток, ОООLeroy Merlinоценка118,60143,0020,6%
2ОБИ РоссияOBIоценка43,4339,00-10,2%
3Касторама Рус, ОООCastoramaпересчет INFOLine на основе МСФО26,1630,3916,2%
4СТД Петрович, ОООПетровичУО21,3125,2818,6%
5Сатурн, ЗАОСатурнСтройМаркетоценка22,0323,737,7%
6МАКСИДОМ, ОООМаксидомУО17,1817,03-0,9%
7Бауцентр Рус, ООО (ГК "Бауцентр")Бауцентр, БСМУО12,2314,9422,2%
8К-раута Рус, ОООК-раутаУО12,6913,022,6%
9Строительный двор, ООО (ГК "Строительный Двор")Строительный Двор, Теплоотдача, ПоловикУО12,5612,46-0,8%
10Арсенал Трейд, ООО (ГК "Трест СКМ")СуперСтрой, СтройАрсеналоценка11,0010,00-9,1%

 Источник: данные ИА INFOLine

Прогноз развития рынка DIY 

По прогнозам INFOLine, рынок DIY в России сможет вернуться к прежним показателям не раньше 2017-2018 гг. До этого времени сегмент успеют покинуть многие неэффективные игроки, однако позиции ключевых DIY-ретейлеров сохранятся на прежнем уровне, а кто-то даже успеет собрать дивиденды на падающем рынке.

Рынок продолжит очищаться за счет ухода неэффективных компаний – мелких, средних игроков, единичных строительных баз, в основном тех, кто не имеет «запаса прочности» и не готов пережить 10-20%-ое падение на рынке. Компании с хорошей «подушкой безопасности», кто не был сильно закредитован, переживут спад. В целом аналитики INFOLine считают, что снижение не будет таким глубоким как, например, на рынке электроники или одежды, потому что квартира, дом были и будут оставаться для россиян одной из главных ценностей, и желание их улучшать, ремонтировать и т.д. будут поддерживать спрос на товары для строительства, ремонта и дома.