Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
8 июня 2015

«Лицо» российского консалтинга

Рынок консалтинговых услуг в России на сегодняшний день представлен преимущественно зарубежными компаниями. Если посмотреть на так называемую «большую шестерку» исследовательских компаний, то пять из них являются дочерними либо аффилированными структурами крупных международных исследовательских сетей:

            • ГфК-Русь
            • A/R/M/I-Marketing Millward Brown
            • Ipsos/Synovate-Comcon (объявлено о сделке по слиянию)
            • Nielsen
            • TNS

Шестая компаний «Ромир» - независимая российская исследовательская компания (холдинг) эксклюзивный представитель ассоциации «Гэллап Интернешнл». В каждой компании «большой шестерки» работают более 100 штатных сотрудников, а годовой оборот каждой компании в России превышает 300 млн рублей. Немногие отечественные компании могут похвастаться такими показателями. В большинстве своем рынок исследовательских компаний представлен небольшими предприятиями, занимающимися desk research (кабинетными исследованиями) и полевыми исследованиями. Они предлагают более скромные бюджеты исследований, однако заказчики, обращающие внимание на имя, логотип, узнаваемость компании («большая шестерка»), готовы переплачивать зарубежным компаниям. Это один из факторов, почему российская исследовательская индустрия остается на уровне небольших заказов, типовых отраслевых проектов.

Так обстоят дела во многих отраслях российской экономики, связанных со сферой услуг. Самые крупные и успешные проекты в области строительства создаются с привлечением иностранных архитектурных бюро, зачастую просто ради бренда.

Большая четверка (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young, Deloitte & Touche) также состоит из иностранных компаний, и от их аудиторских услуг зависят многие крупнейшие российские промышленные предприятия. До сих пор большинство компании, включая оборонный сектор, банки с государственным участием, градообразующие предприятия, предоставляют сведения иностранцам, и соответственно эти данные поступают и в головные офисы аудиторских компаний. В связи с этим в конце 2014 года Депутаты Государственной думы внесли законопроект, касающийся поправок ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно ему, иностранные компании не смогут проводить аудиторские проверки предприятий с государственным участием.

Поменяется ли в России «лицо» консалтинга в ближайшее время трудно предсказать, однако, те иностранные компании, которые представлены на рынке, уже достаточно хорошо изучили конъюнктуру российского рынка и действительно предлагают высококачественные услуги. Они отбирают лучших специалистов, российские студенты стремятся пройти стажировку и работать в их структурных подразделениях. Таким образом, импортозамещение на данном рынке хоть и возможно, так как в России действительно есть хорошие отечественные компании, но их количество и качество не сможет составить альтернативу иностранным компаниям.

Более подробную информацию вы можете узнать из исследований компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.