Аналитическая записка включает обзор мер, принимаемых российскими банками и финансовыми организациями для сокращения негативного влияния, вызванного пандемией COVID-19.
В обзоре представлены события, факты и реализуемые меры поддержки, касающихся следующих продуктов для физических лиц и направлений банковского и страхового бизнеса:
• Кредиты (ипотека, потребительское кредитование, кредитные карты);
• Дистанционное обслуживание клиентов (интернет- и мобильный банкинг, удаленное взаимодействие с клиентами) и изменения в работе фронт- и бэк-офисов банков;
• Страхование (в том числе продажи страховых продуктов через банки);
• Прочее (банковские карты, вклады, программы лояльности).
Анализируемые направления рассмотрены с точки зрения:
• Состояния рынка (экспресс-обзор динамики по ключевым показателям);
• Государственных мер поддержки;
• Мероприятий, проводимых банками (сроки и условия вводимых мер, их эффективность).
Методы исследования
• Анализ статистической информации ЦБ РФ;
• Сбор и анализ вторичной информации:
- мониторинг новостей и пресс-релизов на официальных сайтах кредитных организаций (топ-30 банков из рейтинга по объему чистых активов, период сбора данных – с 1 марта по 24 апреля 2020 года),
- мониторинг новостей и пресс-релизов электронных деловых и специализированных изданий.
Описание исследования
Резюме проекта
Кредитование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Кредитные каникулы
• Льготная ипотека
Дистанционное банковское обслуживание
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Страхование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Прочие направления
Банковские карты и операции с наличными
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Вклады
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Программы лояльности
Другие направления
Приложение. Список диаграмм
Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика объема кредитов, предоставленных физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 2. Динамика объема задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 3. Динамика объема просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 4. Динамика объема задолженности по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам, 2008—2019
Диаграмма 5. Динамика количества счетов физических лиц с доступом через интернет-банк, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 6. Динамика количества и объема операций физических лиц, совершенных через интернет-банкинг, 2008—2019
Диаграмма 7. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования жизни, 2018—2019
Диаграмма 8. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, 2018—2019
Диаграмма 9. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 10. Динамика количества и объема операций по картам физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 11. Динамика объема привлеченных кредитными организациями вкладов физических лиц, 01.01.2019—01.03.2020
В 2022 году общая сумма услуг, предоставленных автосервисами населению в России, оценивалась в 465,2 миллиарда рублей, что на 17,9% превышает уровень предыдущего года. Показатель CAGR на этом рынке за период с 1994 года составил 27,5%.
По данным «Анализа рынка портативных компьютеров (ноутбуков и планшетов) в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2022-2023 гг их продажи в стране снизились на 44% относительно 2021 г и составили 4,4 млн устройств.
По данным «Анализа рынка процессоров и контроллеров в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2022-2023 гг их выпуск в стране снизился на 22% по отношению к 2021 г и составил 8,1 млн шт. Сокращение производства связано с запретом западных стран на поставки в Россию компонентов, софта и оборудования, необходимых для изготовления процессоров и контроллеров, а также с ужесточением государством требований по локализации, к которым оказались не готовы многие игроки рынка электроники и вычислительной техники.