60 000 ₽
Рынок грузового железнодорожного транспорта РФ. Тенденции 2014 года. Прогноз до 2017 года. Расширенная версия.
Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
60 000 ₽
Демоверсия
INFOLine

Рынок грузового железнодорожного транспорта РФ. Тенденции 2014 года. Прогноз до 2017 года. Расширенная версия.

Дата выпуска: 20 ноября 2014
Количество страниц: 681
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 49149
60 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Выпуски
Описание

На фоне негативных тенденций в экономике России информация о ситуации в транспортной отрасли приобретает особую актуальность. В январе-октябре 2014 года падение объемов погрузки грузов на сети РЖД составило 0,9% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. Основными причинами этого стали, как общая негативная ситуация в экономике страны, обусловленная кризисом в Украине и введением зарубежных санкций в отношении российских компаний, так и продолжавшаяся переориентация грузоотправителей на другие виды транспорта (автомобильный, водный) вследствие их неудовлетворенности тарифными, нормативными и технологическими условиями железнодорожных перевозок. Ежегодный отток грузов с железнодорожного транспорта составлял в последние годы несколько десятков млн. т, причем в основном высокодоходных номенклатур. 
В ноябре 2014 года количество подвижного состава превышало 1,25 млн. вагонов, что близко к максимальной возможной нагрузке на ж/д инфраструктуру. При этом профицит вагонов и дефицит тягового подвижного состава и пропускных возможностей инфраструктуры создают проблему "узких мест" на станциях и перегонах сети, продуцируют низкие эксплуатационные показатели ОАО "РЖД". Инструмент логистического контроля, призванный разгрузить инфраструктуру, лишь ухудшает качество транспортной услуги для операторов и грузоотправителей. 
Все это приводит к низкой скорости и нестабильным срокам доставки грузов и порожних вагонов. В результате снижается доходность оперирования парком. В 2013 году доходность операторов по большинству видов вагонов не позволяла обслуживать лизинговые платежи и зачастую была соразмерна либо ниже арендных ставок, так что многие операторы отказывались от аренды вагонов. Во втором полугодии 2014 года доходность полувагонов составила в среднем 400-500 рублей/сутки. Ее снижение наблюдалось и по другим видам подвижного состава – так, доходность крытых вагонов упала примерно на 30%, похожая ситуация с цистернами. В связи с падением маржинальности операторского бизнеса крупнейшие игроки рынка сокращают выручку и могут закончить 2014 год с убытками. При этом в более устойчивом положении находятся компании, обеспеченные долгосрочной грузовой базой. Вследствие снижения ставок аренды компании, ориентированные на сегмент операционного лизинга и аренды начали всё более активно работать в сегменте оперирования подвижным составом (например "УВЗ-Логистик"). На фоне сокращения спроса и падения цен на новые грузовые вагоны, вагоностроительные компании вынужденно реализовывали продукцию аффилированным с ними операторам, лизинговым и арендным компаниям – такой стратегии в течение 2013 года придерживались ОАО "НПК "УВЗ", "Тихвинский ВСЗ", "Новокузнецкий ВСЗ" и некоторые украинские производители, В июне 2014 года "Объединенная вагонная компания" в дополнение собственной лизинговой структуры "RAIL1520" создала железнодорожного оператора "Восток1520", который будет специализироваться на развитии тяжеловесного движения с использованием инновационного подвижного состава. 
Кроме того, с августа 2014 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана, который предполагает продление срока службы вагонов в России лишь при условии их модернизации и сертификации. В связи с этим многие крупные операторы предпочитают списывать старые вагоны вместо их ремонта. Новые нормы и условия сертификации еще не разработаны, поэтому операторам приходится ставить старый подвижной состав в отстой. По состоянию на начало ноября 2014 года на сети ОАО "РЖД" простаивало порядка 70 тыс. вагонов, к концу 2014 года их количество, согласно прогнозам, возрастет до 100 тыс. единиц. 
В начале 2014 года в результате роста конкуренции между операторами, мелкие игроки вытеснялись с рынка, в то время как имеющие стабильную грузовую базу крупные операторы продемонстрировали более высокий уровень устойчивости. При этом в первом полугодии 2014 года продолжились попытки консолидировать часть парка под управлением ОАО "РЖД" в форме технологического аутсорсинга. Так, в феврале 2014 года ОАО "РЖД" заключило с ОАО "ФГК" договор, по которому оператор передает в управление РЖД 114 тыс. полувагонов, а в июне Rail Garant передал 10,6 тыс. полувагонов с грузовой базой в аренду ОАО "ФГК" для работы по такой же схеме. В сентябре ЗАО "Нефтетранссервис" объявило об изучении возможности передачи части своих полувагонов в аренду ОАО "РЖД" напрямую либо ОАО "ФГК". В октябре стало известно о том, что ОАО "ХК "Новотранс" ведет переговоры с ОАО "ФГК" о передаче в аренду своего парка полувагонов (25 тыс. единиц) вместе с грузовой базой. Также в октябре 2014 года генеральный директор ОАО "ПГК" Олег Букин сообщил о том, что компания рассматривает альтернативный вариант управления консолидированным подвижным составом (совместное с перевозчиком адресное управление парком, предусматривающее, что своевременная и ритмичная подача вагонов под погрузку останется в компетенции оператора). Соответствующий договор о запуске технологии управления парком порожних полувагонов может быть заключен компанией с ОАО "РЖД" до конца 2014 года. Между тем технологический аутсорсинг показал свои как положительные, так и отрицательные стороны. 
В условиях сложной ситуации в железнодорожной отрасли (снижение доходов транспортных компаний, сокращение грузовой базы и объемов перевозок, снижение пропускной способности на сети и др.) становится актуальным анализ долгосрочной динамики и тенденций развития отрасли. Такой анализ приведен в Исследовании "Рынок грузового железнодорожного транспорта России. Тенденции 2014 года. Прогноз до 2017 года". Исследование разбито на две части – аналитическую (первую) часть и бизнес-справки по 65 крупнейшим операторам подвижного состава, в том числе ТОП-50 операторов по данным ежеквартального рейтинга INFOLine Rail Russia Top. 
Важным отличием обновленного Исследования от версии 2013 года является прогноз списания подвижного состава до 2017 года с учетом продления срока службы, а также, прогноз закупок вагонов до 2017 года и фактический объем закупок за 1 полугодие 2014 года. Кроме того, в 2014 году информация о собственниках и операторах цистерн приведена в разрезе типов цистерн – нефтеналивные, СУГ и прочие. 
Первая часть Исследования "Рынок грузового железнодорожного транспорта России. Тенденции 2014 года. Прогноз до 2017 года" состоит из четырех основных разделов:

  • Макроэкономические показатели транспортной отрасли России;
  • Состояние и показатели железнодорожного транспорта России;
  • Рейтинг крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава;
  • Текущее состояние и перспективы развития рынка грузовых вагонов по 10 видам.

Первый раздел включает описание, анализ ключевых тенденций и долгосрочных показателей (2005-2014 гг.) в основных сегментах транспортной отрасли России – железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного. 
Второй раздел представляет собой подробный анализ основных тенденций развития железнодорожной отрасли в 2001-2014 гг., в том числе и основных итогов и последствий реформирования отрасли, а также, результатов нормативного регулирования отрасли. Также, во втором разделе Исследования приведены и проанализированы основные тенденции рынка оперирования подвижным составом на 2014 г., основные положения обновленной Стратегии развития холдинга РЖД до 2030 года, также проанализированы пояснительные записки к финансовому плану ОАО "РЖД" на 2015 год и инвестиционной программе ОАО "РЖД" на 2015-2017 гг. В раздел также включено описание холдинга РЖД. Кроме того, второй раздел Исследования содержит анализ динамики и структуры основных показателей рынка ж/д грузовых перевозок (грузооборот, погрузка, перевозки, среднее расстояние) в долгосрочной годовой динамике и динамике по месяцам (в том числе и в разбивке по видам грузов и типам вагонов), а также, анализ скорости и надежности доставки грузов и состояния парка ж/д подвижного состава, основных его характеристик за 2008 - I пол. 2014 гг. (в том числе средний возраст, списание и закупки нового подвижного состава, структура парка по видам подвижного состава и т.д.). В разделе также приведен прогнозы объемов перевозок и грузооборота железнодорожного транспорта до 2017 года. 
Третий раздел Исследования посвящен рейтингам крупнейших операторов INFOLine Rail Russia Top с итогами операционной и финансовой деятельности компаний за 2008 - I пол. 2014 гг. Специалистами ИА "INFOLine" была проанализирована информация об основных итогах операционной деятельности более 50 крупнейших операторов ж/д подвижного состава, на долю которых по итогам I пол. 2014 года приходилось 80% общего парка подвижного состава в управлении (парк в собственности с учетом финансового лизинга, оперировании и аренде компании, без учета парка, сдаваемого оператором в аренду), 72% – парка подвижного состава в собственности и около 82% перевозок грузов железнодорожным транспортом в России. Основные параметры, по которым формировался итоговый рейтинг компаний:

  • количество грузовых вагонов в собственности c учетом финансового лизинга;
  • количество грузовых вагонов в собственности;
  • количество грузовых вагонов в управлении;
  • объем перевозки грузов в собственных и арендованных грузовых вагонах;
  • объем выручки, чистой прибыли, EBITDA и чистого долга в сегменте грузовых железнодорожных перевозок; рентабельность по чистой прибыли и по показателю EBITDA
  • коэффициенты долговой нагрузки

Также, в третьем разделе Исследования проанализирована конъюнктура рынка M&A сделок на рынке оперирования подвижным составом, а также, конъюнктура IPO на рынке оперирования. 
Кроме количественных показателей, по которым были составлены Рейтинги, также были рассчитаны показатели эффективности деятельности операторов, в том числе технологические (общий объем грузов, перевезенный за год в одном вагоне) и финансовые (отношение выручки к количеству парка в управлении и к общему объему перевозок грузов). 
В четвертом разделе Исследования приведен анализ текущего состояния и долгосрочной динамики операционных показателей рынка грузовых вагонов по их видам (полувагоны, цистерны и т.д.). Раздел содержит долгосрочную годовую динамику основных показателей рынка (грузооборот (в том числе и по типам сообщения), среднее расстояние перевозок, объем перевозки (в том числе и по типам грузов), а также, месячную динамику перевозок. Также, в разделе охарактеризованы основные параметры парка данных видов вагонов (количество на 1.07.2014 г., объем списаний и закупок за 2005 - I пол. 2014 гг. и прогноз до 2017 г., структура закупок по типам собственников и операторов, структура парка по типам собственников и операторов, крупнейшие собственники и операторы, крупнейшие лизинговые компании по количеству данных видов вагонов в лизинговом портфеле). В разделе также приведены прогнозы объемов железнодорожных перевозок и грузооборота по основным видам грузов до 2017 года (перевозки структурированы по видам подвижного состава, в которых преимущественно осуществляется перевозка соответствующего груза). 
Во вторую часть Исследования включены 65 бизнес-справок по крупнейшим операторам подвижного состава в стране. В обновленной версии Исследования содержатся также бизнес-справки по оперлизинговым компаниям. Компании сгруппированы в 4 раздела:

  • Дочерние операторские компании холдинга ОАО "РЖД" (ОАО "Федеральная грузовая компания", ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "РейлТрансАвто", ОАО "Рефсервис", ОАО "РЖД Логистика");
  • Крупнейшие независимые холдинги (Universal Cargo Logistics Holding (ОАО "ПГК", ООО "НТК"), Globaltrans (ООО "Балттранссервис", ООО "НПК", ООО "Ферротранс", ООО "Стилтранс", ООО "Севтехнотранс"), ГК Rail Garant (ООО "ТТК", ООО "Транс Синергия", ООО "Оптима ТрансАвто", ООО "Спецтрансгарант", ЗАО "Параллель", ООО "РГ-транс"), Rail Transports Company (ЗАО "РусАгротранс", ООО "Рустранском", ООО "А-Транс", ООО "Грузовая компания"), железнодорожные активы АФК "Система" (ОАО "СГ-транс", ООО "Финансовый альянс"), ГК "Сумма" (группа "Трансгарант", ЗАО "Русская тройка"), ЗАО "Нефтетранссервис" (ЗАО "Нефтетранссервис", ООО "Транс Интеграция" (бывш. "Евраз-транс"));
  • Операторы, не входящие к холдинги (ООО "Трансойл", ООО "Газпромтранс", ОАО "ХК "Новотранс", ООО "ИСР Транс", ЗАО "Евросиб СПб-ТС", ОАО "СУЭК", ЗАО "Сибур-Транс", ООО "УВЗ-логистик", ООО "Мечел-транс", ОАО "Уралкалий", ООО "Сибуглеметтранс", ООО "Транслес", ООО "РТ-оператор", ЗАО "РН-транс", ООО "Запсиб-Транссервис", ЗАО "Спецэнерготранс", ООО "Трансгрупп АС", ГК "Совфрахт-Совмортранс", ОАО "Дальневосточная транспортная группа", ОАО "МХК "Еврохим", ЗАО "ТалТЭК Транс", ООО "Транснефть-логистика", ОАО "Востокнефтетранс", ООО "Уралхим-транс", ЗАО "ИнтерКаргоКомпани", ЗАО "Трубная грузовая компания", ЗАО "3Р", ООО "ФосАгро-транс", ООО "Лукойл-транс", ООО "Кузбасстрансцемент", ООО "УВЗ-Логистик", ,ЗАО "Акрон-транс", ГК "Технотранс", ГК "Содружество";
  • Операционный лизинг (Brunswick Rail, ЗАО "Профтранс", УК "РэйлТрансХолдинг", ЗАО "РТХ-Логистик" (ранее ЗАО "3Р"), ГК "ОТЭКО", ГК "ОВК", RAIL1520 (входит в ГК "ОВК"), Восток1520 (входит в ГК "ОВК", ООО "Импром");
  • Операторы, не вошедшие в ТОП-50 рейтинга INFOLine Rail Russia TOP ( ЗАО "Магистральнефтеоргсинтез", ГК "Аппарель", ООО "Финтранс ГЛ", ЗАО "Алькон", ООО "Промхимтранс", ООО "Системный транспортный сервис", ГК "Дело", ЗАО "Локотранс", ООО "Спецвагонтранс").

Бизнес-справки по всем представленным компаниям содержат актуальную информацию об истории развития компании, структуре акционерного капитала, структуре холдинга, основные сделки M&A, динамике и структуре парка подвижного состава компании, закупках подвижного состава, динамике и структуре перевозок грузов (по видам грузов, по видам вагонов), а также динамике финансовых показателей и планах развития компании. 

Развернуть
Содержание

Часть I 
Об Исследовании "Рынок грузового железнодорожного транспорта России. Тенденции 2014 года. Прогноз до 2017 года" 

Раздел I. Макроэкономические показатели развития транспорта в России 
Раздел II. Состояние и показатели железнодорожного транспорта России 
2.1 Нормативное регулирование отрасли. Основные тенденции 2001-2014 гг. 
2.1.1 Ход и перспективы реформирования отрасли 
2.1.2 Актуализация Стратегии развития железнодорожного транспорта 
2.1.3 Интеграция в Единое экономическое пространство 
2.1.4 Ситуация с продлением срока службы вагонов 
2.1.5 Отдельные вопросы корпоративной политики ОАО "РЖД" 
2.2 Основные показатели железнодорожного транспорта 
2.3 Анализ скорости и надежности доставки грузов железнодорожным транспортом 
2.4 Состояние парка железнодорожного подвижного состава 
2.5 Анализ перевозок крупнотоннажных контейнеров 
2.6 Прогноз развития рынка ж/д перевозок до 2017 года 
2.7 Описание бизнеса холдинга "Российские железные дороги" 
2.7.1 Описание бизнеса ОАО "Российские железные дороги" 
2.7.2 Инвестиционная программа ОАО "РЖД" до 2017 года 
2.7.3 Основные направления развития ОАО "РЖД" до 2030 года 
Раздел III. Рейтинг операторов подвижного состава 
3.1 Ранговый рейтинг операторов подвижного состава 
3.2 Рейтинг операторов подвижного состава по количеству вагонов в управлении 
3.3 Рейтинг крупнейших операторов подвижного состава по величине парка в собственности 
3.4 Рейтинг операторов подвижного состава по объему перевозок 
3.5 Рейтинг операторов по грузообороту 
3.6 Рейтинги по финансовым показателям 
Рейтинг операторов по выручке от ж/д перевозок и предоставления парка в аренду 
Рейтинги операторов по чистой прибыли, EBITDA и чистому долгу 
3.7 Сделки M&A на рынке оперирования 
3.8 IPO на рынке оперирования 
Раздел IV. Состояние рынка перевозок в России по видам грузовых вагонов 
4.1 Состояние рынка полувагонов 
4.2 Состояние рынка цистерн 
4.2.1 Состояние рынка нефтеналивных цистерн 
4.2.2 Состояние рынка цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов 
4.3 Состояние рынка крытых вагонов 
4.4 Состояние рынка универсальных платформ 
4.5 Состояние рынка хопперов-минераловозов 
4.6 Состояние рынка хопперов-цементовозов 
4.7 Состояние рынка хопперов-зерновозов 
4.8 Состояние рынка фитинговых платформ 
4.9 Состояние рынка вагонов-автомобилевозов 
4.10 Состояние рынка рефрижераторных и изотермических вагонов 

Часть II 
Раздел V Описание бизнеса транспортных компаний 

Описание дочерних и зависимых обществ холдинга "Российские железные дороги" 
ЦФТО "РЖД", ОАО 
"Федеральная грузовая компания", АО 
"ТрансКонтейнер", ОАО 
"Рефсервис", ОАО 
"РейлТрансАвто", ОАО 
"РЖД Логистика", ОАО 
Описание бизнеса крупнейших холдингов 
Universal Cargo Logistics Holding 
"Первая грузовая компания", ОАО 
"Независимая Транспортная Компания", ООО 
Холдинг "Нефтетранссервис", ЗАО 
"НефтеТрансСервис", ЗАО 
"Транс Интеграция", ООО (бывш. "ЕвразТранс", ООО) 
"Globaltrans Investment", plc 
"БалтТрансСервис", ООО 
"Новая перевозочная компания", ОАО 
"СевТехноТранс", ООО 
"Ferrotrans" (бывш. "Металлоинвесттранс", ООО) 
"Steeltrans" (бывш. "ММК-Транс", ООО) 
Rail Transports Company Ltd 
"РусТрансКом", ООО 
"Русагротранс", ЗАО 
"А-транс", ООО 
"Грузовая компания", ООО 
"ТрансЛес", ООО 
ГК "Rail Garant" 
"Трубная транспортная компания", ООО 
"Транс Синергия", ООО 
"Оптима ТрансАвто", ООО 
"Спецтрансгарант", ООО 
"Параллель", ЗАО 
"РГ-Транс", ООО 
Железнодорожные активы АФК "Система" 
"Финансовый альянс", ООО 
"СГ-Транс", ОАО 
ГК "Сумма" 
"Фирма "Трансгарант", ООО 
"Русская тройка", ЗАО 
Независимые операторы 
"Трансойл", ООО 
"Газпромтранс", ООО 
"ХК "Новотранс", ОАО 
"ИСР Транс"( бывш. "ТЭК "Евротранс", ООО) 
"Евросиб СПб-транспортные системы", ЗАО 
"Спецэнерготранс", ЗАО 
"СИБУР-Транс", ЗАО 
"ТрансГрупп АС", ООО 
"Мечел-транс", ООО 
"СУЭК", ОАО 
"Уралкалий", ОАО 
"ЗапСиб-Транссервис", ООО 
"Уралкалий", ОАО 
ГК "Совфрахт-Совмортранс" 
"МХК "Еврохим", ОАО 
"РН-Транс", ЗАО 
"СибУглеМетТранс", ООО 
"Трубная грузовая компания", ЗАО 
"Фосагро-транс", ООО 
"РТ-оператор", ООО 
"Лукойл-Транс", ООО 
"Уралхим-транс", ООО 
"Транспортно-логистическая компания", ООО 
"Дальневосточная транспортная группа", ОАО 
"ТалТЭК Транс", ЗАО 
"Кузбасстрансцемент", ООО 
"УВЗ-Логистик", ООО 
"Акрон-транс", ЗАО 
"Финтранс ГЛ", ООО 
"Спецвагонтранс", ООО 

Операторы рынка железнодорожных перевозок, не входящие в ТОП-50 
"Магистральнефтеоргсинтез", ЗАО 
"Системный транспортный сервис", ООО 
"Алькон", ЗАО 
"Локотранс", ЗАО 
ГК "Аппарель" 
"Логистика 1520", ООО (бывш. "Промхимтранс", ООО) 
"ИнтерКаргоКомпани", ЗАО 
ГК "Дело" 
"Транснефть-Логистика", ООО 
"Востокнефтетранс", ОАО 
"Технотранс", ООО 

Операционный лизинг 
"ОТЭКО", ГК 
"УК "РэйлТрансХолдинг", ООО 
"РТХ Логистик", ЗАО (бывш. "3Р", ЗАО) 
Brunswick Rail 
"Профтранс", ЗАО 
"Импром", ООО 
"НПК "Объединенная вагонная компания", ГК 
Rail1520 

Развернуть
Выпуски