Обзор рынка компании Colliers International содержит итоги развития рынка коммерческой недвижимости и инвестиций Москвы, Санкт-Петербурга и России в целом за 2015 год, и прогнозы на 2016 год.
Структура отчета включает следующие сегменты:
Основной целью отчета является обзор основных тенденций, с которыми российский рынок недвижимости сталкивался в течение 2015 года как с точки зрения предложения, так и с точки зрения спроса, а также анализ баланса рынка (уровня вакансий и ставок аренды). Также специалисты компании предлагают обзор тенденций, с которыми рынок будет развиваться в течение 2016 г. Источниками для анализа служит информация, обрабатываемая отделом исследований компании на базе мониторинга новостных потоков, информации от собственников, арендаторов, покупателей на рынке недвижимости, а также в результате ежедневных коммуникаций с сотрудниками компании и её клиентами.
Инвестиции: Общий объем инвестиций в недвижимость в 2015 году составил около $3 млрд, что на 17% меньше результата 2014 года в связи с усилившейся волатильностью на финансовых рынках. Основной объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость традиционно сосредоточен в Москве, на которую в 2015 году пришлось 87% от общего объема транзакций.
Складской рынок: За 2015 год рынок качественной складской недвижимости в России пополнился на 1,6 млн м² и достиг 18,5 млн м². Около 34% нового строительства в регионах пришлось на объекты built-to-suit. С точки зрения спроса в регионах наибольшая активность наблюдалась в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми и Владивостоке. В Московском регионе наблюдалось сокращение объемов стрроительства на фоне роста объема сделок. По итогам 2015 г. объем сделок составил 1,377 млн кв. м, в то время как объе6мы строительства не достигли отметки в 1 млн кв. м.
Торговая недвижимость: На конец 2015 года общий объем качественных торговых площадей в России увеличился на 1,85 млн м² за счет ввода 62 торговых центров и достиг показателя в 23,9 млн м². По нашим оценкам, в 2015 году на рынок России вышло порядка 45 новых международных брендов, при этом на долю fashion-операторов пришлось 56%.
Street retail: В 2015 году существенную часть всего спроса по количеству поступающих заявок — 28% — составили операторы общественного питания, которые уже занимают треть локаций в центре Москвы. Также наблюдалось активное развитие операторов услуг — химчисток, мастерских, клиник и салонов красоты. С другой стороны, развитие брендов одежды, электроники, мебели и товаров для дома было ограниченным в 2015 г.
Офисный рынок: В течение 2015 года рынок офисных помещений Москвы увеличился на 715 тыс. м² и достиг 16,6 млн м². Избыточное предложение офисов на фоне падения макроэкономических показателей побудило многих собственников пересматривать арендные условия и ставки, что частично реанимировало спрос на новые помещения.