В отчете подводятся итоги развития рынка коммерческой недвижимости в 2010 г., в т.ч. рынка коммерческой недвижимости Москвы и регионов, а также детальный анализ рынков офисной, торговой и гостиничной недвижимости.
Основной тенденцией 2010 г. на рынке офисной недвижимости стало серьезное замедление темпов ввода нового предложения - совокупный объем качественных офисных помещений класса «А» и «В», введенных в эксплуатацию за прошедший год, оказался на 60% меньше уровня 2009 г. и составил порядка 700 тыс. кв. м. Таким образом, совокупный объем предложения на рынке офисной недвижимости на конец 2010 г. составил порядка 10,71 млн. кв. м. Активность арендаторов и покупателей на рынке офисной недвижимости в 2010 г. была высокой. При этом «кризисные» тенденции в спросе, установившиеся в последние 2 года на рынке офисной недвижимости, по-прежнему актуальны. На конец 2010 г. доля вакантных помещений в классе «А» составила 17-18%, в классе «В» - 15-17%.
В течение 2010 г. прирост предложения профессиональной торговой недвижимости в Москве составил 871 000 кв. м общей площади (из них арендопригодная площадь - 344 000 кв. м). В результате, совокупный объем рынка на конец года составил 5,8 млн. кв. м общей площади (в том числе 2,9 млн. кв. м арендопригодной площади). Обеспеченность населения Москвы качественными торговыми площадями на конец 2010 г. составила 279 кв. м арендопригодной площади на 1 000 жителей. В течение 2010 г. спрос на профессиональную торговую недвижимость со стороны потенциальных арендаторов начал восстанавливаться. Основываясь на анализе основных рыночных показателей (доля вакантных площадей и уровень арендных ставок), можно утверждать, что для наиболее востребованных и популярных торговых центров, а также на наиболее престижных торговых улицах Москвы возросший спрос со стороны торговых операторов привел к росту ставок аренды на 5-10% и 10-30% соответственно.
В 2010 г. прирост нового предложение на гостиничном рынке Москвы составил 1 886 номеров, что существенно выше показателей предыдущих лет. Были открыты 7 гостиниц, в том числе 4 в среднем сегменте, что свидетельствует о постепенном переходе рынка на новый этап развития. Однако скорость этих изменений не позволяет рассчитывать на существенное сокращение дефицита отелей туристического класса в ближайшие годы. В течение 2010 г. на гостиничном рынке Москвы можно было наблюдать стабилизацию спроса на услуги размещения, что привело к росту показателя средней загрузки по итогам года на 4,6 п.п. (58,1% против 53,5% в 2009 г.).
Содержание
Резюме.................................................................................................................. .. 3
Офисная недвижимость............................................................................................................4
Торговая недвижимость............................................................................................................8
Гостиничная недвижимость....................................................................................................... 11